Страницы: 1 2 3 4

Психологические проблемы подготовки психотерапевтов и консультантов для работы в наркологии

Функции медицинских психологов в наркологии в последние годы существенно расширились. Изменение профиля подготовки с акцентом на участие в лечебно-реабилитационном процессе обеспечило возможность их использования в психотерапевтической, консультативной, реабилитационной и профилактической работе. В настоящее время специалисты в области медицинской психологии работают во всех крупных наркологических учреждениях и играют важную роль в индивидуальной психо-коррекционной и консультативной работе с больными и членами их семей; совместно с врачами-наркологами проводят групповую и семейную психотерапию; организуют работу терапевтического сообщества больных в рамках стационарных наркологических отделений и в амбулаторных условиях; осуществляют профилактическую работу главным образом с подростковым контингентом; занимаются психолого-просветительской деятельностью; применяют доступные им психологические методы для изучения эффективности проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий (Гузиков, Зобнев, Мейроян, 1986).

По мнению ведущих специалистов, личность врача-психотерапевта, медицинского психолога, психолога-консультанта и их взаимоотношения с больным выступают в качестве важнейших факторов, обусловливающих эффективность психотерапии. Поэтому центральным моментом профессиональной подготовки врачей и медицинских психологов для психокоррекционной работы является выработка адекватного личностно-психологическим особенностям психотерапевта индивидуального стиля психологической помощи.

Начиная с классических работ и вплоть до исследований последнего времени, индивидуальный стиль деятельности как отдельных психотерапевтов, так и целых психотерапевтических школ определялся главным образом по их месту на шкале «директивность — недирективность». Модель абсолютно директивного психотерапевта имплицитно содержится в методе гипносуггестивной психотерапии. Пример противоположной модели— система недирективной психотерапии К. Роджерса, центрированной на пациенте. Однако степень директивности далеко не исчерпывает всех аспектов индивидуального стиля психотерапевта, если рассматривать индивидуальный стиль как всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности (Климов, 1969).

Индивидуальный стиль психотерапии — это прежде всего стиль общения. Содержание его обусловлено как объективными условиями — характер заболевания пациента, особенности его личности, интеллекта, социального статуса, отношения к лечению и т. п.,— так и субъективными — ролевое поведение, способы (техники) психотерапевтического воздействия (убеждение, переориентация, суггестия, обучение, анализ, эмоционально-стрессовые воздействия и т. п.), особенности построения эмоциональных отношений с больными.

Практический опыт психотерапии показывает, что достижение сходных результатов может быть обеспечено применением различных, иногда противоположных по своей сути методических приемов. Не объясняется ли это тем, что существует неспецифический для разных методических приемов психологический фактор, обеспечивающий эффективность психотерапии? Этот вопрос мы рассматриваем в качестве основного при изучении индивидуального стиля психотерапевтов.

Первым параметром стиля психотерапии является тип ролевого поведения. Выделяют несколько типов ролевого поведения психотерапевтов в их взаимоотношениях с больными: аналитик, активный лидер, комментатор, посредник, равноправный партнер в отношениях с пациентом или группой (Kratochvil, 1976).