Страницы: 1 2 3 4

Влечения в структуре мотивационно-потребностной сферы

В советской психологической литературе влечения как предмет научного исследования рассматривались крайне редко. Поэтому до сих пор в трактовке этого психического феномена преобладают умозрительные и формальные представления. В связи с этим необходимо привести мнения авторов основных работ, посвященных этому вопросу. То, что влечения представляют собой один из способов проявления или отражения потребностей (Ломов, 1984), по-видимому, не вызывает сомнений. Однако сложность проблемы влечений состоит в том, что она включает в себя в качестве принципиальных вопросы, связанные с исследованием бессознательного или недостаточно осознаваемого в психической деятельности человека. В исследованиях идеалистически   ориентированных   авторов   (Allport, 1924; Nuttin, 1976) влечения принято рассматривать как один из неосознанных компонентов мотивационно-потребностной сферы человека.

Рассматриваемые как одно из первичных проявлений потребности влечения характеризуются наличием эмоциональной окраски и отсутствием (или слабой выраженностью) связи с сознательным целеполаганием. Таким образом, влечение — это эмоциональное проявление потребности, не опосредованное ясно осознаваемым пониманием конечной цели. Недостаточная осознанность цели и тесная связь с органическими потребностями являются основными характеристиками влечений. В то же время недостаточное участие сознания в переживании влечения не лишает его возможности частичного, но неопределенного, неясного осознания.

Целевое поведение человека организуется лишь в результате санкционирования целенаправленной деятельности личностью, сознанием, т. е. потребность в определенной мере осознается, включается в содержание сознания, в систему отношений и установок и, таким образом, стимулирует деятельность. При этом существенную роль играют различного рода нормы и ограничения — социальные, моральные, нравственные, этические, эстетические и др. Эти ограничения не только разрешают или запрещают, но и контролируют реализацию влечений.

Структура влечений сложна, она включает в себя переживания различной степени осознанности. В зависимости от этого выделяют собственно влечения как наименее осознанные потребности и более осознанные стремления — желания. Подобного рода разделение, на наш взгляд, носит умозрительный характер, так как между влечением и желанием различия состоят не только в степени осознанности, но и в интенсивности, и в других характеристиках. В происхождении влечений подчеркивается их органическая природа: влечение как переживание, являющееся отражением органической потребности на основе интероцептивной чувствительности (Рубинштейн, 1976). Однако сразу возникает вопрос, в чем отражается эта органическая потребность? Разве не в сознании человека? Недифференцированность целеполагания и недостаточная опредмеченность влечения определяют, таким образом, не конкретную цель, а направление деятельности. В то же время следует подчеркнуть, что определение направления деятельности человека есть акт сознания. Можно согласиться с тем, что в начальный момент возникновения, и особенно при актуализации некоторых форм влечений, ведущими факторами являются интероцептивные воздействия, впрочем, не только основанные на совокупности внутренних, но и связанные с внешними воздействиями.

Влечения представляют собой отражение отношений человека к интероцептивным и экстероцептивным стимулам, выражающим не только избирательные,   активные,   положительные  (например, любовь), но и отрицательные (например, отвращение или страх) связи человека с действительностью. Наиболее правильной, диалектической точкой зрения, на наш взгляд, является указание В. Н. Мясищева [1960] на то, что влечения человека представляют собой сложные синтетические образования, обусловленные совокупностью экстеро- и интероцептивного опыта, связанного с индивидуальными характеристиками человека.