Страницы: 1 2

Вопросы психодиагностики влечения к алкоголю

Предлагаемая психологическая концепция алкоголизма имплицитно содержит в себе стратегию психодиагностических исследований и психокоррекционной работы. В данном параграфе мы остановимся на актуальных вопросах психологической диагностики.

Исходя из сформулированных положений, главной психодиагностической задачей является точное установление типа влечения к алкоголю на основе клинико-психологических исследований. Единого метода, который мог бы обеспечить выполнение этой задачи, пока не существует. Поэтому основной акцент делается на применении комплекса уже известных и надежных методов, с помощью которых изучается представленность влечения к алкоголю на различных уровнях психической деятельности и в первую очередь в структуре личности больных. Первый этап таких исследований (И. К. Дмитроченкова, Ф. Перейра, А. Ю. Дмитриева, Н. В. Буева, А. Я. Ошлея и др.) показал, что вполне обоснованным является выделение следующих психодиагностических задач: 1) изучение динамики развития личности больного и психологический анализ истории его болезни; 2) исследование наиболее устойчивых индивидуально-психологических особенностей: личности, характера, психологической защиты, эмоционально-волевой сферы, способностей; 3) изучение основных потребностей личности, степени их напряженности и фрустрированности и способов их удовлетворения; 4) анализ эмоционального состояния больного: его структурных, динамических и ситуационных компонентов; 5) изучение смысловой сферы личности: системы отношений, направленности, ценностных ориентации; 6) исследование самосознания: самооценки, самоуважения, содержательных аспектов отношения к себе; 7) анализ отношения к своей болезни (алкоголизму) и установки на лечение; 8) изучение особенностей межличностного поведения больных, выявление доминирующих трансакций; 9) анализ осознаваемых компонентов мотивации обращения к алкоголю, установление ведущих способов ретроспективной легитимации причин алкоголизации. На основе обобщения всех полученных данных устанавливается ведущий тип мотивации, связанный с влечением к алкоголю.

Психодиагностические методы, привлекаемые для решения этих задач, могут быть различными. Главное, чтобы все уровни презентации влечения к алкоголю попали в сферу клинико-психологического исследования.

Специфика психологических исследований в наркологии состоит в том, что на результаты, получаемые в ходе применения клинических, экспериментально-психологических и тестовых методов, существенное влияние оказывают искажения, допускаемые больными алкоголизмом главным образом непроизвольно, в силу действия указанных внутренних конфликтов, изменений личности и психологической защиты. Чтобы свести к минимуму эти искажения, невозможно ограничиться только применением шкал лжи или коррекции, которые содержатся в ряде опросников, так как во многих исследованиях отмечается их недостаточная чувствительность к указанным особенностям больных. За фасадом таких искажений стоят глубокие и весьма разнообразные причины, анализ которых содержится в наших работах по судебно-психологической экспертизе (Цыцарев, 1985а, 1986; Мельник, Цыцарев, Яковлев, 1987).

К их числу, во-первых, относятся непосредственные проявления психологической защиты личности, такие, как отрицание, проекция, псевдорационализация, различные формы симуля-тивного, диссимулятивного и манипулятивного поведения.

Во-вторых, это нормативно-ценностная установка испытуемого, также связанная с индивидуальными особенностями психологической защиты. Этот фактор обозначается некоторыми авторами как «эффект фасада» или «социальная желательность» и проявляется в стремлении испытуемого (чаще неосознаваемом) демонстрировать исключительно позитивные стороны своей личности. Такое стремление может быть связано с отсутствием самопонимания, искажениями в самовосприятии или нежеланием показать собственные недостатки. Поэтому в показателях по ряду методик отражаются не столько действительные свойства испытуемых, сколько стереотипы массового сознания в отношении этих свойств. Применение в исследовании контрольных показателей, отражающих уровень «социальной желательности», существенно повышает достоверность получаемых результатов.