Страницы: 1 2 3 4 5

Потребление алкогольных напитков

Динамика потребления алкогольных напитков в экономически развитых странах.
Алкоголизм является не только медико-социальной, но и экономической проблемой, так как производство алкогольных напитков во многих странах является одним из существенных источников национального дохода.
Производство и потребление алкогольных напитков в различных странах позволяют косвенно судить о распространенности алкоголизма, поскольку существует определенная связь между производством и потреблением алкоголя, с одной стороны, и усилением пьянства и увеличением числа больных алкоголизмом — с другой. Статистика производства и потребления алкогольных напитков является важной основой для изучения проблемы алкоголизма. В частности, вопросы борьбы с алкоголизмом нельзя выяснить без изучения роли алкоголя в экономике того или иного государства, а также без изучения характера употребления алкогольных напитков.
Для многих стран производство алкоголя — одна из основных отраслей промышленности и экспорта. Как отмечает J. Moser (1974), во Франции виноделием занято 10% населения, причем половина винной продукции экспортируется; в Великобритании спиртные напитки составляют треть суммы экспорта (186 млн. фунтов стерлингов). Только от продажи пива в 1969—1970 гг. доходы федерального правительства Австрии составили 370 млн. долл. [Sargent М., 1973]. На приобретение алкогольных напитков в Австралии расходуется около 230 долл. на каждого жителя в год *. Статистика потребления алкогольных напитков оперирует понятием «душевое потребление». Эта величина получается следующим образом: из количества произведенных и ввезенных за год спиртных напитков вычитают вывезенные напитки; полученную для каждого напитка сумму делят на число жителей данной страны. Полученное таким образом «душевое потребление» каждого напитка пересчитывают на абсолютный алкоголь. В результате получают величину потребления алкогольных напитков в абсолютном алкоголе для данной страны за определенный период времени.
Вычисленное таким путем «душевое потребление» алкоголя, как справедливо замечают 3. А. Гуревич, А. 3. Залевский (1930), имеет два основных недостатка: нивелируются возрастно-половые, социальные, профессиональные, территориальные и другие различия в употреблении алкогольных напитков; получение данных «душевого потребления» алкоголя для определенного отрезка времени в отдельной стране встречает большие трудности, часто эта величина не соответствует истинной. Кроме того, не учитывается нелегальное производство напитков, которое, например, во Франции, составляет 50% от легального, а в некоторые годы равно ему. Не учитывается и миграция населения, хотя туристы не всегда употребляют спиртное в равных количествах с выехавшими за рубеж коренными жителями [Moser J., 1974].
Определенные затруднения встречаются при пересчете на абсолютный алкоголь вина и пива, в которых процент алкоголя различен не только в разных странах, но даже в одной и той же стране.
В связи с различной возрастно-половой структурой населения в разных странах многие авторы предлагают вести расчет «душевого потребления» алкоголя только на взрослое население (старше 15 лет). Однако было бы не совсем правильно при соответствующих расчетах исключить всех детей до 15 лет. Во многих работах указывается на потребление алкогольных напитков детьми до 15 лет.
Изучение годового потребления алкогольных напитков с учетом различных социальных групп и возрастно-полового состава населения возможно только при условии ежедневных записей о количестве и виде употребляемых напитков у множества людей. Однако такая работа весьма трудоемка и до сих пор она нигде и никем не проводилась. Попытки определить количество потребляемого алкоголя методом анонимных анкет, ранее довольно широко применявшихся [Израэльсон 3. И., Петиков В. В., 1926; Розенблюм И. И., 1927; Обухов П. Ф., 1929, и др.], далеки от совершенства. Несовершенно также изучение потребления алкогольных напитков по денежным расходам на алкоголь в общем бюджете различных групп населения.

* High Price for Our Heavy Drinking.— Outlook Ecos, 1979, N 21, p. 17—22.