Страницы: 1 2 3 4

Специфическая профилактика

Стержневыми направлениями первичной специфической профилактики пьянства и алкоголизма являются противоалкогольное воспитание и антиалкогольная пропаганда. Дифференциация двух данных направлений в определенной степени условна. В настоящее время можно говорить о становлении в стране единой системы антиалкогольного просвещения молодежи во всех учебных заведениях.

Основные этапы противоалкогольного воспитания те же: оно начинается с семьи, продолжается в дошкольных детских учреждениях. Решающим звеном является противоалкогольное воспитание в школе.

Н. Я. Копыт и П. И. Сидоров (1986) считают, что противоалкогольное воспитание в школе должно вестись в соответствии с рядом принципов.
I. Раннее начало противоалкогольной ориентации школьников. Противоалкогольная ориентация должна развертываться уже с начальной школы, учитывая, что формирование индивидуальных установок относительно потребления алкоголя начинается уже с 9—10 лет.

2. Целенаправленность и преемственность в проведении противоалкогольного воспитания и противоалкогольной пропаганды. Необходимо многократное, усложняющееся с учетом возраста раскрытие действия алкоголя и опасности его употребления, начиная с простейших примеров и кончая ущербом, который наносится обществу.

3. Планирование противоалкогольной работы в соответствии с фазами и стадиями формирования у детей установок в отношении употребления алкоголя (первая стадия — восприятие детьми алкогольных обычаев микросреды, вторая стадия — выработка собственных алкогольных установок от многочисленных и нестойких до стабильных).

4. Учет психологических особенностей учащихся разных возрастных групп в противоалкогольной работе.

5. Соответствие гигиенического и нравственного (эмоционального) аспектов в противоалкогольной ориентации учащихся.

6. Организация полноценного досуга и повышение общественной активности учащихся, что должно полностью исключать алкогольное времяпрепровождение.

7. Комплексный подход к противоалкогольной работе. Педагоги должны работать совместно с семьями, медиками, в том числе наркологами, трудовыми коллективами, общественными организациями.

8. Личное участие старшеклассников в противоалкогольной работе. Оправданно прямое привлечение старшеклассников к противоалкогольному просвещению.

9. Повышение роли школьной комсомольской организации в противоалкогольной работе.

Наиболее оправданна создающаяся в настоящее время система антиалкогольного воспитания и просвещения всех категорий учащейся молодежи. Элементы антиалкогольной пропаганды вошли в большинство учебных программ, однако они недостаточно скоординированы, отсутствует разнообразие в подаче антиалкогольных материалов, отмечается дублирование. В перспективе же должна быть сконструирована именно единая система антиалкогольного воспитания и просвещения.

В адрес антиалкогольной пропаганды за последнее время было высказано немало справедливых нареканий. Прежде всего отмечается ее недостаточная эффективность. Связывается это с шаблонными и стереотипными методами пропаганды, нерегулярностью, малой дифференцированностью пропагандистских воздействий. Нередко пропаганда строится на демонстрации всевозможных отдаленных последствий употребления алкоголя.

Кроме того, и основной принцип противоалкогольной пропаганды не вполне удовлетворяет. Пропаганда уже исходя из названия (от лат. «про» — за) призвана убеждать в пользу чего-то, вести агитацию «за». Агитация «против» — дополнительное и в определенной степени вспомогательное направление пропагандистской работы. Вплоть до настоящего времени получалось наоборот — безусловно доминировали негативные стимулы. К негативно ориентированной пропаганде быстрее вырабатываются иммунитет, равнодушное отношение.