Страницы: 1 2 3 4

Специфическая профилактика

Какие же ценности и идеалы может рассматривать пропаганда в качестве позитивных конкурентов алкоголя? Понятие «трезвость», изолированно взятое само по себе, также не решает полностью всей проблемы. Пока еще в житейских представлениях трезвость связывается с серьезным самоограничением, отказом от легкого удовольствия, комфорта. Слишком уж укоренилась в сознании связь алкоголя с отдыхом, досугом, развлечением. Поэтому прямой призыв к трезвости как бы содержит в себе элементы аскетизма, холодной суровости, а для определенного круга лиц является прямо-таки экстремальным. Пропаганда трезвости должна концентрироваться не на отказе от алкоголя, а на реальных преимуществах, которые несет в себе трезвая жизнь. Пропаганда трезвости должна быть не лобовой, а конкретной, постоянно адресоваться к реальному жизненному опыту существования без алкоголя.

Трезвость необходимо пропагандировать и косвенно — средствами массовой информации, искусства. Трезвость стоит рассматривать как твердое, не подлежащее обсуждению требование к большинству профессий условие нормальных форм жизнедеятельности. В дальнейшем целесообразно переходить к созданию климата общественного неодобрения, осуждения лиц, цепляющихся за право употреблять спиртные напитки, выбравших добровольное самоотравление алкоголем. Однако изменения в пропаганде не должны намного опережать сдвиги в массовом сознании, забегать вперед создания необходимых условий для широкого перехода к трезвости.

Непреходящей ценностью является здоровье. Укрепление здоровья — таким видится один из главных принципов Пропаганды. Этот принцип широко реализуется, но его проведению мешает относительно невысокое место, которое занимает здоровье в шкале личностных ценностей, особенно у лиц молодого возраста. Причины этого в субъективном благополучии и редких заболеваниях на протяжении молодого и зрелого возрастов. Многие рассматривают состояние здоровья как личное дело, не осознают ответственности перед обществом за сохранение и укрепление собственного здоровья. Люди проживают первую половину своей жизни так, чтобы испортить вторую.

«Здоровый образ жизни» — не менее важный лозунг пропаганды. Главное — показать доступные массовые пути формирования здорового образа жизни, дать четкие ориентиры здоровья для разных групп населения. Отказ от любого употребления алкоголя должен рассматриваться как непременное условие здорового образа жизни. В комплексе способов формирования здорового образа жизни должны содержаться и рекомендации, облегчающие прекращение приема спиртного, борьбу с вредными привычками. Здоровый образ жизни целесообразно пропагандировать как условие успешной деятельности во всех жизненных сферах. «Чем слабее тело, тем больше оно властвует, чем оно сильнее, тем больше оно повинуется»,— сказал Жан-Жак Руссо.

«Учитесь властвовать собой» — еще один привлекательный в пропагандистском отношении лозунг. Стихийное житейское обучение самообладанию следует заменить на пропаганду научных основ саморегуляции, подготовку специалистов и создание широких возможностей для овладения методами психической саморегуляции, оптимизации межличностных взаимоотношений. Параллельно целесообразно разъяснять сдерживающее, тормозящее влияние любых доз алкоголя на способность к осуществлению саморегуляции и самоконтроля.

«Полное раскрытие способностей, самореализация» — также может рассматриваться как позитивное содержание пропаганды. При этом должен обосновываться тезис о том, что полное выявление спектра индивидуальных способностей возможно лишь в условиях безалкогольного существования.