Страницы: 1 2 3

Социально-психологические факторы, способствующие употреблению алкоголя и формированию алкоголизма

Усвоение индивидом алкогольных традиций и обычаев начинается с раннего детства. Воспринимая первые житейские правила поведения, ребенок впитывает и стереотипы алкогольного поведения, получает ценностную ориентацию в отношении алкоголя непосредственно в семье и ближайшем микроокружении. Судя по результатам исследований, проведенных в детских садах, дети охотно играют в алкогольное застолье, изображают поведение пьяных. О чем это говорит? Об очень печальном факте. О том, что в сознании детей прочное место заняли связанные с алкоголем формы поведения, что ребенок уже усвоил определенное отношение к употреблению спиртного и пытается воспроизвести его. Необходимо помнить, что большая часть информации в дошкольном возрасте усваивается особенно основательно и в то же время некритично. Ребенок обучается подражая и запечатлевает увиденное «один к одному». Воспринятые в этом возрасте правила поведения и ценности являются первичными и основополагающими. Они образуют тот фундамент, на котором в дальнейшем выстраивается здание личности. И отныне вся поступающая информация будет проверяться по степени соответствия первичным правилам и принципам, в том числе и имеющим отношение к алкоголю. Соответствующая информация будет приниматься, несоответствующая — отвергаться.

Точно так же будет оцениваться и антиалкогольная пропаганда. При усвоении в раннем детстве положительного отношения к алкоголю последующие антиалкогольные воздействия будут встречать сопротивление со стороны ребенка, вызывать у него внутренний конфликт, игнорироваться им. Отсюда ясно, что начало антиалкогольного воспитания со школьного возраста может для определенного контингента детей оказаться уже запоздалым. Антиалкогольное воспитание детей начинается с антиалкогольного воспитания родителей.

Собственное отношение к употреблению алкоголя, как правило, окончательно формируется у индивида в рамках подросткового возраста на почве индивидуального опыта употребления спиртных напитков. По мере уяснения своей реакции на алкоголь, границ переносимости, индивидуального соотношения токсического опьяняющего действия алкоголя у молодого человека формируются личная позиция и конкретное отношение к употреблению спиртного.

Нельзя забывать, что формирование пьянства и алкоголизма, как правило, происходит в тех или иных алкогольных группах. В последнее время проблема алкогольных групп вызывает повышенный интерес исследователей. Для подростков, например, описан даже своеобразный феномен «групповой зависимости от алкоголя», заключающийся в том, что функционирование подростковой группы организуется вокруг употребления алкоголя при отсутствии у отдельных членов группы признаков зависимости от алкоголя или алкоголизма.

Алкогольные группы формируются на базе других групп, часто формальных, объединенных общей деятельностью. Поэтому попадание в алкогольную группу обычно совпадает с приобретением нового социального статуса, вживанием в определенную социальную роль. Вступление в алкогольную группу для молодого человека может быть следствием стремления подражать старшим и вести престижную взрослую жизнь, что в сознании ассоциируется и с выпивками (Бехтель, 1986). В такую группу может привести и бегство от реальной жизни. К самоутверждению в этой сфере может толкнуть неуспех в основной деятельности (учебе или работе). При этом может сработать один, очень важный психологический механизм: не добившись успеха в социально приемлемых формах жизнедеятельности и соскальзывая в алкогольную группу, индивид распространяет личное негативное отношение на нормы и ценности, принятые в отвергнувшем его здоровом окружении. В том числе отвергаются и запреты, связанные с приемом алкоголя.

Для алкогольной группы характерны легкое, но поверхностное завязывание контактов, гарантированная, необходимая степень взаимоуважения, совместное времяпрепровождение и цементирующая группу совместная деятельность, направленная на употребление алкоголя.