Страницы: 1 2 3


Социально-психологические факторы, способствующие употреблению алкоголя и формированию алкоголизма

Подробнее, как нам кажется, следует остановиться на традициях и обычаях, связанных с употреблением алкоголя, поскольку социальные факторы влияют на глубину и динамику пьянства и алкоголизма не прямо, а преломляются через существующие в обществе традиции. Сегодня такие традиции на редкость многообразны, и было бы ошибочно рассматривать их лишь как наследие прошлого. Это упрощение. Очевидно, и в современном обществе действуют факторы, поддерживающие традиции, связанные с приемом спиртного. Более того, возникают и новые алкогольные обычаи.

Ясно, что алкогольные традиции существуют постольку, поскольку они способны удовлетворять потребности социально-психологического порядка.

Что, например, представляет собой традиция употребления алкоголя в ситуациях личного общения? Хотя современная жизнь и увеличивает число контактов, большей частью такие контакты поверхностны, мимолетны и не способны удовлетворить потребность в общении, основой которого являются самоутверждение и самовыражение, получение социального одобрения.

Особую роль при этом имеет эмоциональная сторона контакта общающихся. А вот установить контакт не так просто, если встретились люди несхожие, если следует преодолевать стеснение, неловкость и т. д. И здесь алкоголь нередко способен «облегчить» процесс общения, растормозить, эмоционально раскрепостить человека и выявить его настрой, содействовать уменьшению дистанции между собеседниками, приглушить различия между ними. Надо иметь в виду и то, что качество беседы в опьянении, ее интеллектуальная насыщенность, как правило, снижаются. И хотя лица, общающиеся в опьянении, могут придерживаться на этот счет прямо противоположного мнения, все же их субъективное впечатление от насыщенности беседы основано прежде всего на эмоциональном контакте и сопереживании.



Могут ли люди общаться без алкоголя? Естественно могут. Способны ли они к установлению в трезвом состоянии глубоких эмоциональных контактов? Разумеется, способны. Однако для полноценного общения необходимы определенный уровень личностной организации, владение элементарными приемами психической саморегуляции (в том числе навыком «настраивания» на собеседника). Иначе говоря, организация полноценного общения требует определенных усилий с обеих сторон. Требование это вполне приемлемо и осуществимо.

Как же в таком случае расценивать общение на фоне употребления алкоголя? Как облегченный, но логически скудный вариант общения. Как правило, в этом случае партнеры идут по пути наименьшего сопротивления. Эмоциональный контакт достигается быстрее и без особых усилий. В конечном счете общение на фоне алкоголя оборачивается дорогой ценой. Увеличение опыта такого типа общения приводит к своего рода атрофии навыков нормального взаимодействия, а попытки установить контакт без алкоголя со временем обнаруживают свою несостоятельность, вызывают неудовлетворенность. Круг общения сужается на лицах, предпочитающих употребление алкоголя иному времяпрепровождению. Эта тенденция может привести к формированию пьянства и алкоголизма.

Подобным образом можно проанализировать и другие традиции, связанные с употреблением алкоголя. Внутри каждой из них можно обнаружить четыре основных момента. Первый: объективно вполне можно обойтись и без алкоголя. Второй: бытует представление о том, что алкоголь в каком-то отношении «полезен», на время облегчает индивидуально-психологическое или социально-психологическое функционирование индивида. Третий: при воспроизведении традиции индивид утрачивает независимость от алкоголя, сужает свои адаптационные возможности. Четвертый: при воспроизведении традиции она теряет первоначальное содержание и превращается для индивида в повод для повторного употребления алкоголя.

Подмечена устойчивость алкогольных традиций и обычаев к направленным против них прямым административным воздействиям. Видимо, во многом это объясняется тем, что осуждающие и запрещающие воздействия не несут в себе конструктивного элемента. Подобные антиалкогольные воздействия с трудом способствуют вытеснению алкоголя, поскольку не предлагают эффективного безалкогольного способа осуществления тех социально-психологических и индивидуально-психологических функций, которые в извращенном виде помогает осуществлять алкоголь.