Корковые поля

Нервные клетки поверхности коры специализированы для восприятия различных видов раздражений и передачи импульсов на другие поля и ядра центральной нервной системы. И. П. Павлов обозначает всю систему — рецептор, нерв, проводник, переключающие механизмы, корковое поле — как анализатор. Современные исследования показали, что в анализаторе происходит не только анализ, но и синтез.

На основе морфофункциональных особенностей клеточных слоев вся кора разделена на 9 областей и 52 поля (рис. 484); некоторым полям соответствуют корковые концы анализаторов.

карта цитоархитектонических полей мозга человека
484. Карта цитоархитектонических полей мозга человека (по данным Института мозга АМН СССР).
А — наружная поверхность мозга; Б — внутренняя поверхность мозга.

По особенностям цитоархитектонической структуры кора разделяется на следующие области: лобную, предцентральную, постцентральную, островковую, височную, затылочную, верхнюю теменную, нижнюю теменную и лимбическую.

1. Чувствительная зона коры включает корковые концы анализаторов:
а)       корковые концы кожного и двигательного анализаторов: прикосновения, болевой, термический и мышечно-суставной чувствительности локализуются в задней центральной извилине коры (поля 1, 2, 3, 5), относящейся к постцентральной области и частично к верхней теменной дольке. В части задней центральной извилины, расположенной около латеральной борозды мозга, имеются клетки, воспринимающие раздражения, исходящие из рецепторов органов головы, а ближе к медиальной поверхности полушарий — от рецепторов нижней конечности. Большая часть задней центральной извилины получает импульсы от рецепторов верхней конечности, особенно кисти. Эта особенность обусловлена тем, что рецепторы руки сильно развиты;
б)       корковый конец двигательного анализатора, воспринимающий чувство массы и положения тела, двухмерно-пространственное чувство, узнавание предметов на ощупь (стереогноз); располагается в верхней теменной области;
в)       корковый конец интероцептивного анализатора (рецепторы расположены во внутренних органах) локализуется в предцентральной (поля 6, 8) и лимбической областях;
г)       корковый конец зрительного анализатора (рецепторы расположены в сетчатке глаза) находится в коре затылочной области по бокам шпорной борозды (поля 17, 18, 19). Нервные клетки поля 17 воспринимают световые раздражения от медиальной половины сетчатки противоположного глаза и латеральной половины сетчатки своего глаза. Нервные клетки полей 18 и 19 обеспечивают зрительное узнавание и память. В нижней теменной области (поле 39) у правшей слева, а у левшей справа расположены клетки, участвующие в сложных интегративных процессах создания понятий при чтении букв, слов и предложений, узнавания с качественным и количественным анализом окружающих предметов;
д)       корковый конец слухового анализатора (рецепторы расположены в улитке внутреннего уха) локализуется в средней части верхней височной извилины (поле 41) височной области. Сложный анализ устной речи происходит в задней части верхней височной извилины (поле 42) и левой височной области. При поражении этого центра человек воспринимает звуки, но не оценивает их смысловое значение;
е)       корковый конец обонятельного анализатора воспринимает импульсы от рецепторов обонятельного нерва слизистой оболочки носовой полости при раздражении их химическими веществами воздуха. Он в основном локализуется в крючке и гиппокампе (поля А, Е) лимбической области;
ж)      корковый конец вкусового анализатора воспринимает импульсы от вкусовых луковиц слизистой оболочки языка при раздражении их химическими веществами пищи. Расположен в глубине латеральной борозды в нижней части задней центральной извилины (поле 43).

2. В двигательной зоне коры имеются комплексы нервных клеток, осуществляющих регуляцию тонких произвольных движений и мышечного тонуса поперечнополосатых мышц. К двигательным центрам относятся:
а)       клеточные группы регуляции произвольных движений, располагающиеся в коре передней центральной извилины, предцентральной и парацентральной дольках (поля 4, 6) предцентральной области. Отдельные, некомпактно расположенные клетки имеются в полях 9, 22, 24, 7 и 8;
б)       зоны нейронов, подавляющих активность двигательных актов, локализуются в предцентральной, лобной областях (поля 4, 8, 2). Импульсы, исходящие от этих нейронов, оказывают тормозящее влияние на ядра ретикулярной формации среднего мозга, бледного шара, черного вещества и вторично на вставочные нейроны спинного мозга. Представительство нейронов регуляции двигательных реакций в коре передней центральной извилины аналогично локализации нейронов восприятия чувствительных импульсов в задней центральной извилине. Нижняя часть извилины регулирует сокращение мышц головы, верхняя часть — мышц ноги (рис. 504), а между ними имеются центры для всех других мышц;
в)       зоны сочетанного поворота глазных яблок и головы расположены в лобной и затылочной областях (поля 8 и 19);
г)       зона произвольных движений, участвующих в формировании членораздельной речи, когда должно быть согласованное сокращение мышц гортани, глотки, жевательной, мимической и дыхательной мускулатуры, располагается в задней части нижней лобной извилины (поле 44), у правшей — в левом полушарии, у левшей — в правом. Нередко эта зона обозначается как корковый конец речедвигательного анализатора (рис. 485).

зоны корковых речевых механизмов в доминантном  полушарии
485. Зоны корковых речевых механизмов в доминантном полушарии (по Penfield).

Таким образом, корковые анализаторы являются скоплением нейронов, осуществляющих преобразование импульсов раздражения в ощущения, осознанные человеком. В корковых анализаторах происходит преобразование энергии внешнего раздражения в сознание. В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», анализируя возникновение сознания, отмечает, что ...«ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Поэтому сознание материально, так как оно отражает реальный мир, существующий вне сознания человека. И. П. Павлов корковые концы анализаторов объединяет в первую сигнальную систему, которая способна воспринимать раздражения и ощущать их. Первая сигнальная система существует у животных, которые также воспринимают световые, звуковые, химические и другие раздражения, но у них не возникает сознательная ответная реакция. У человека зарегистрированные корой импульсы с рецепторов органов чувств (звуковой, зрительный и т. д.) вызывают ассоциации анализа и осмысливания полученной информации. Это осуществляется с помощью второй сигнальной системы, развитие которой произошло под влиянием человеческого слова и трудовой  деятельности, т. е. социальных факторов, без которых немыслима жизнь человека. Поэтому вторая сигнальная система, связанная по своему развитию с психической деятельностью, у каждого человека имеет особенности, зависящие от индивидуального жизненного опыта, и по наследству не передается. Иллюстрацией этого является случай, когда дети вырастают среди животных и лишены влияния человеческого общества. У таких людей отмечаются резкое снижение интеллекта и отсутствие возможности развития абстрактного, отвлеченного мышления. Многие задают вопрос: развиваются ли ум, речь, человеческая психика, если ребенок вырастает в изоляции от человеческого общества? На этот вопрос ответила сама природа. Во многих странах были случаи, когда детей вскармливали животные. Такие дети были физически сильны, быстро бегали на четвереньках, хорошо видели и слышали, но были лишены интеллекта.

«В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух девочек. Одной из них на вид было лет 7—8, другой года 2. Девочек отправили в воспитательный дом. Сначала они ходили и бегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течение дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая, ее назвали Камалой, прожила около 10 лет. Все эти годы Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Она длительное время ходила на четвереньках, опираясь на руки и ступни. Пила она лакая, а мясо ела только с пола, из рук не брала. Когда к ней подходили во время еды, она по-волчьи скалила зубы и рычала. Камала хорошо видела в темноте и боялась сильного света и огня. Днем она спала, сидя на корточках в углу, лицом к стене. Одежду с себя срывала и даже в холодное время сбрасывала одеяло. Через 2 года Камала научилась стоять, но плохо. Через 6 лет она начала ходить, но бегала по-прежнему на четвереньках. В течение 4 лет она выучила только 6 слов, а через 7 лет —45 слов. В дальнейшем лексикон Камалы расширился до 100 слов. К этому времени она полюбила общество людей, перестала бояться темноты, научилась есть руками и пить из стакана. Достигнув примерно 17-летнего возраста, Камала по уровню умственного развития напоминала 4-летнего ребенка».

Известны случаи, когда детей умышленно изолировали от коллектива. Вырастая, они почти ничем не отличались от детей, выросших среди животных.

«Около 350 лет назад индийский падишах Акбар поспорил со своими придворными мудрецами, которые утверждали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Акбар усомнился в справедливости такого мнения и провел эксперимент, достойный жестокости восточных феодалов Средневековья. Были взяты маленькие дети различных национальностей, которых посадили по одному в отдельные комнаты. Детям прислуживали немые слуги. За 7 лет этого «эксперимента» дети ни разу не услышали человеческого голоса. Когда через 7 лет к ним вошли люди, то вместо человеческой речи они услышали бессвязные вопли, вой, крики, мяуканье».

Эти примеры убеждают, что процесс психического развития человека зависит от обучения начиная с раннего детства. У ребенка, изолированного от человеческого общества, не развивается вторая сигнальная система, т. е. не развиваются абстрактное мышление, сознание и самосознание. Влияние человеческого общества на формирование психической сферы ребенка очень важно для правильного воспитания. Чем больше получает ребенок адекватных раздражителей, тем лучше развиваются абстрактное мышление и сознание. Это лучше воспринимается в детстве, когда происходит определенная морфологическая перестройка нервной системы, которая имеет огромные наследственные резервы.

Изоляция от социальной среды взрослого человека также вызывает известные функциональные расстройства, а иногда даже психическое заболевание.