Гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно, во время которой используют простые общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Желательно, чтобы дети были одной возрастной группы. Гимнастику начинают сразу после ночного сна. Она помогает детям проснуться, повышает общий тонус. Их строят в шеренгу, затем проводят ходьбу с различными вариантами (ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен и т. д.), дыхательные упражнения с потягиванием. После этого следуют упражнения для туловища (повороты, наклоны), затем для ног (приседания, махи), движения на координацию; заканчивается занятие непродолжительной ходьбой. Общее количество упражнений для дошкольников не превышает 5—6, для школьников — 8—10. Занятия проводятся в медленном темпе, каждое упражнение повторяют 4—5 раз. Длительность утренней гимнастики — 10—15 мин. Ее проводят преимущественно на открытом воздухе, в холодный период года — в хорошо проветренном помещении. Музыкальное сопровождение облегчает выполнение упражнений, улучшает настроение. Каждую неделю комплекс нужно менять. Утренняя гимнастика помогает организовывать детей.

Лечебная гимнастика является основной формой ЛФК. Занятия проводят группами по 15—20 детей, близких по возрасту, диагнозу болезни, степени физической подготовки. При заболеваниях суставов, периферической нервной системы, детских церебральных параличах применяют малогрупповой метод или проводят индивидуальные занятия.

Основными принципами ее является сочетание общеукрепляющих и специальных упражнений, по мере улучшения состояния здоровья возрастающая нагрузка, всегда адекватная возможностям детей, систематичность занятий, соблюдение рациональной нагрузки (постепенно увеличивая ее к средней части и уменьшая в заключительной). Для правильного распределения и постепенного увеличения нагрузки имеют значение: исходное положение (лежа, сидя, стоя), благодаря которому вовлекается в работу различное количество мышц, темп выполнения и амплитуда движения, дополнительные снаряды, изменяющие нагрузку. Гимнастический метод используется обычно с детьми школьного возраста; он требует умения сосредоточиться, четко выполнять упражнения. Этот метод позволяет избирательно воздействовать на различные суставы и мышцы, четко дозировать общую и местную нагрузку (С. М. Иванов).