Методы обследования и оценка эффективности лечения

Страницы: 1 2 3 4

Детские санатории различаются по возрастному составу больных, медицинскому профилю, климатическим и другим условиям. Общей целью всех санаторно-курортных учреждений является укрепление здоровья, восстановление нарушенных функций, повышение иммунобиологической резистентности организма с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В большинстве санаториев и санаторных пионерских лагерей система комплектования предусматривает одновременное поступление большого числа детей (в течение 1—3 дней). Это диктует необходимость хорошо продуманного и организованного их приема. Для этой цели должно быть отведено специальное помещение, изолированное от других детских корпусов или имеющее отдельный вход. В составе приемного отделения должен быть вестибюль (холл) с гардеробом, приемная, кабинет врача, санитарный узел. Уютная, хорошо оформленная приемная производит благоприятное впечатление, помогает родителям и детям по специально организованным здесь стендам ориентироваться в основных моментах жизни санатория. Медицинская сестра проверяет наличие необходимой документации (путевка, санаторная карта, выписка из истории болезни, справка от эпидемиолога, результаты бактериологического обследования, если они необходимы), измеряет температуру тела ребенка, заводит на него историю болезни, записывает необходимые данные о нем в журнал и направляет к дежурному врачу, который проводит тщательный профилактический осмотр поступившего больного (состояние кожи, зева, слизистых оболочек, волос), краткое клиническое обследование и записывает результаты в историю болезни. Если обнаруживаются подозрительные симптомы инфекционного заболевания, то ребенка сразу же изолируют. Врач назначает режим и питание на первый день, если нужно, план обследования, ставит подпись, дату и час приема ребенка, направляет его в соответствующее отделение. Если ребенка привезли родители, то следует уточнить индивидуальные его особенности (пищевая и лекарственная аллергия, энурез, метеорологическая чувствительность, семейные факторы риска, условия жизни и т. д.), анамнез болезни, предшествующее лечение.



Педагог (воспитатель) выясняет особенности поведения ребенка, реакцию на окружающую среду (нормальная, неадекватная, извращенная), работоспособность (хорошая, пониженная), успеваемость, любимые занятия и т. п.

Ребенок принимает гигиенический душ, и его провожают в отделение, сформированное по возрастному принципу. Важно распределять больных так, чтобы в палате были дети с одинаковым двигательным режимом. Комплектование отделений по полу необязательно, однако должно быть два раздельных санузла. Следует учитывать, что дети быстро привыкают к товарищам, поэтому перевод их в другую палату нужно производить только в особых случаях.

Лечащий врач в отделении тщательно осматривает ребенка, записывает клинический статус, данные которого являются основными для диагноза, дополнительных консультаций, лабораторного обследования, лечения, оценки его эффективности. Он оценивает общее состояние ребенка (настроение, сон, аппетит, жалобы на боли и др.), записывает данные антропометрического обследования — рост, массу тела (в сопоставлении с возрастной нормой), окружность груди, толщину жировой складки, жизненную емкость легких (по спирометру), ручную динамометрию. Далее следуют подробное описание состояния носоглотки, полости рта, органов дыхания, кровообращения, выделения, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, психического развития, степени полового созревания (акселерация, норма, ретардация) и показатели регулярной термометрии (2 раза в день). Определяют также данные простейших функциональных проб, характеризующих функцию кардиореспираторной системы, физическую подготовку ребенка. Наиболее распространенными из них являются: ортостатическая проба с определением частоты сердечных сокращений в течение 10 с, проверка артериального давления лежа и при перемене положения. Отклонение частоты сердечных сокращений более чем на 20 ударов в минуту и артериального давления более чем на 5—10 мм рт. столба *  в обе стороны свидетельствует о недостаточной регуляции сосудистого тонуса, преобладании или угнетении симпатической нервной системы. Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе, вариабельна; она зависит от эмоционального фактора, состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем; у детей старшего возраста она равна 35—45 с. Проба Генча — длительность задержки дыхания на выдохе составляет 15—25 с. Иногда повторяют эти пробы после 15 приседаний, проделанных ребенком за 30 с — проба Саабразе, которая имеет определенное значение в динамике. Пробу с дозированной физической нагрузкой (по Шалкову, Кушелевскому) характеризуют как благоприятную или неблагоприятную (нормотоническую, астеническую) по амплитуде частоты сердечных сокращений и артериальному давлению, а также по времени восстановления исходных показателей. Улучшение их в процессе лечения помогает более объективно судить о его результатах.

* По международной системе единиц.