Основные принципы организации работы детского санатория нетуберкулезного профиля

Страницы: 1 2 3

Специализация санаториев обусловливает определенную однородность детского коллектива по состоянию здоровья, поэтому комплектование отделений и отрядов осуществляется преимущественно по возрастному принципу, а школьников по классам. Это дает возможность более рационально обеспечить педагогическое и медицинское обслуживание, организовать жизнь детей по принципу пионерской дружины. Вся обстановка в санатории должна способствовать созданию у ребенка благоприятного эмоционального и психического тонуса. Основная роль в этом принадлежит педагогическим мероприятиям, делающим жизнь детей в санатории содержательной и интересной. Следует избегать ошибок тех коллективов санаториев, в которых медицинские работники перегружают детей лечебными процедурами, а педагоги учебно-воспитательными мероприятиями, в результате чего дети редко бывают на свежем воздухе, почти не имеют личного времени. Дети не должны быть «заорганизованы», им и от коллектива надо отдохнуть. Для этого тоже должны быть созданы в санатории необходимые условия.

Весьма существенное значение в детском санатории имеет хорошо поставленная работа с родителями детей, тесная с ними взаимосвязь, особенно в местных санаториях. Недопустимым следует считать практику запрета некоторыми руководителями санаториев так называемых «родительских дней» на весь период пребывания детей в санатории. Такие руководители заботятся не о детях, а о собственном спокойствии. Их доводы о заносах родителями инфекции и перекорме детей гостинцами малоубедительны. В результате дети уезжают из таких санаториев досрочно. Свидания детей с родителями необходимы и важны. Организовывать их следует не реже чем 1—2 раза в смену, продолжающуюся 2—3 мес.

В ряде местных санаториев организуются посещения детей родителями еженедельно, а общесанаторные родительские дни проводятся 1—3 раза в смену. В эти дни для родителей готовятся детские концерты, лекции и беседы врачей, педагогов. Из числа родителей-активистов создается родительский комитет, который помогает решать вопросы организации досуга детей, экскурсий, встреч со знаменитыми людьми и т. д. С родителями целесообразно проводить специальные занятия, на которых им даются рекомендации по дальнейшему лечению детей, проводится обучение массажу, лечебной физкультуре и т. д.

Организация повседневной жизни детей в санатории основывается на рационально разработанном, расписанном по минутам распорядке дня, составленном раздельно на осенне-зимний и на летний периоды года для школьников и дошкольников. Принципиально важно в распорядке дня выделять время пребывания детей на свежем воздухе, которое должно составлять не менее 3—4 ч в день в учебный период года и не менее 5—6 ч в летний период.

В санатории время для школьных занятий отводится в первую половину дня при небольшой загруженности детей лечебными мероприятиями. Если же применяется бальнеогрязелечение, питье минеральной воды из источника, то школьные занятия обычно проводятся после дневного сна.

Для примера приводим заслуживающие внимания распорядки дня санаториев «Восход» (Минздрава РСФСР) и им. М. С. Маслова (Главного управления здравоохранения Ленгорисполкома).