Основные принципы организации работы детского санатория нетуберкулезного профиля

Страницы: 1 2 3

Качество и эффективность лечебно-профилактической и учебно-воспитательной работы в детском санатории во многом зависят от рациональной организации работы коллектива, внедрения передовых форм и методов научной организации труда, организации социалистического соревнования, совместной работы администрации, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций.

Для этих целей в санатории должна быть создана единая система планирования работы всех отделений и служб. Перспективные планы работы санатория и общественных организаций увязываются между собой, чтобы исключить дублирование. Составляются заблаговременно графики проведения собраний, заседаний производственных совещаний и т. д. Прием больных детей в лечебно-диагностические кабинеты осуществляется по рационально разработанным графикам. Обслуживание больных целесообразно осуществлять бригадным методом (врач, воспитатель, медицинская сестра, санитарка). Социалистическое соревнование «За лучший пост (бригаду)» позволяет постоянно совершенствовать этот важный раздел работы. Условиями соревнований предусматриваются как коллективные, так и индивидуальные формы трудового соперничества. Особой популярностью пользуются смотры-конкурсы на лучшего по профессии, которые проходят под девизом «Работать лучше, повышать эффективность и качество», «Лучший медицинский пост», «Лучшая профгруппа» и др. Разрабатываются при этом условия социалистического соревнования, создается смотровая комиссия, которая работает постоянно и результаты проверок ежеквартально докладывает на производственном собрании. Итоги более объективно оценивать по системе баллов. При их разработке может предусматриваться, в частности, оценка правильности и своевременности выполнения врачебных назначений, качества обработки медицинского инструментария, правильности хранения медикаментов и ведения документации, четкого выполнения распорядка дня и режимных моментов, элементов ухода за больными.

В оценке труда отделений, служб, каждого работника участвуют партийное бюро, профсоюзная и комсомольская организации. Передовики производства в порядке поощрения отмечаются приказом главного врача, награждаются почетными грамотами, премиями, памятными подарками.

Хорошей традицией являются ежегодные праздники трудовой славы. Они проходят под девизами «Честь и слава — по труду», «Посвящение в профессию» и др. Важную роль в освоении профессии молодыми специалистами играет движение наставничества. Для координации этой работы создается совет наставников.

В каждом санатории должны быть разработаны и доведены до каждого сотрудника правила внутреннего трудового распорядка всего персонала учреждения на основе действующего законодательства по здравоохранению, утвержденных положений о должностных обязанностях главного врача, заместителя главного врача, заведующего отделением, заведующего педагогической частью, врачей, воспитателей, учителей, медицинских сестер, работников пищеблока, хозчасти и другого персонала.

Типовые штатные нормативы медицинского, педагогического и другого персонала детских санаториев утверждаются приказом Министерства здравоохранения СССР.

В настоящее время многие научно-исследовательские институты курортологии и физиотерапии, педиатрии, а также кафедры детских болезней медицинских институтов закреплены за детскими санаториями для осуществления организационно-методического руководства и консультативной помощи. На базе лучших детских санаториев проводятся научные исследования по проблемам санаторно-курортного лечения детей, апробация и внедрение новых терапевтических методов. Вопросам организации совместной работы санаториев и институтов должно быть уделено особое внимание, так как от этого зависит эффективность делового содружества, значимость полученных результатов как для санаториев, так и для научных учреждений.

Обычно между санаторием и институтом заключается творческий договор, в котором определяются взаимные обязательства. На основании договора составляется совместный годовой план мероприятий, в котором находят отражение следующие разделы работы:
—       организация различных разделов деятельности санатория;
—       специализация и повышение квалификации персонала;
—       анализ деятельности санатория;
—       консультация больных, клинические разборы с участием профессоров-консультантов института;
—       разработка, апробация и внедрение новых методов диагностики и лечения больных;
—       совместные научные исследования;
—       проведение совместных семинаров, конференций.

Примером эффективного делового содружества санатория и института может служить многолетняя совместная работа ряда республиканских санаториев Минздрава РСФСР: санатория «Отдых» (Московская обл.) и Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР; санатория «Восход» (Липецк) и Института педиатрии АМН СССР; санатория «Смена» (Кисловодск) и Пятигорского НИИ курортологии и физиотерапии Минздрава РСФСР; санатория «Калуга-Бор» (Калуга) и Всесоюзного научно-методического центра восстановительного лечения детских церебральных параличей.

В РСФСР, Украинской, Казахской ССР и других республиках многие местные санатории плодотворно сотрудничают с научно-исследовательскими и медицинскими институтами. Надо сказать, что именно в таких санаториях наиболее квалифицированно организована лечебная и педагогическая работа, созданы школы передового опыта.

В детском санатории обязательно должны подводиться итоги деятельности за год по всем разделам работы: финансово-хозяйственной, лечебно-диагностической, учебно-воспитательной. Анализ деятельности детского санатория позволяет дать оценку учреждению при административных проверках, при подведении итогов общественного смотра, а также выявить недостатки с целью их устранения и дальнейшего повышения эффективности оздоровления детей. Вместе с тем при подведении итогов работы детского санатория за год, при проведении анализа его деятельности нередко встречаются трудности, отсутствует единый подход. Не всегда на местах имеются по данному вопросу инструктивно-методические указания и единые схемы анализа деятельности детских санаториев.

В этой связи целесообразно рекомендовать на основании имеющегося практического опыта санаториев основные принципы проведения анализа и подведения итогов деятельности санатория за год.