Основные принципы организации работы детского санатория нетуберкулезного профиля

Страницы: 1 2 3

Детский санаторий является специализированным лечебно-профилактическим учреждением, осуществляющим этапное лечение больных детей, ликвидацию последствий перенесенных ими заболеваний, подготовку и возвращение детей к обычному для сверстников образу жизни. В настоящее время детские санатории — это узкоспециализированные медико-педагогические учреждения, в которых лечебный процесс осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитательно-образовательным процессом. Это обстоятельство дает возможность достигнуть наиболее эффективных результатов реабилитации больных за счет более узкой и поэтому более глубокой специализации медицинского и педагогического персонала, применения наиболее эффективных для различного профиля санаториев методов и сроков лечения, оптимального учета и подбора допустимых физических и психоэмоциональных нагрузок.

Основные задачи, возложенные на детский санаторий, определены «Положением о детском санатории нетуберкулезного профиля», утвержденном приказом Министерства здравоохранения СССР № 427 от 28 апреля 1978 г. В связи с многообразием и спецификой организации работы детского санатория необходим творческий подход к решению задач, возложенных на детский санаторий.



Перенесенное ребенком острое заболевание и протекающее хронически не проходит для детского организма бесследно. Под влиянием болезни дезорганизуются основные функции организма, изменяется его реактивность, истощается центральная нервная система, которая становится более ранимой, не способной к адекватной реакции на обычные раздражители. Все перечисленные выше факты должны учитываться при организации лечебно-охранительного режима.

При ряде заболеваний успешная реабилитация возможна только при длительном, систематическом и целенаправленном комплексном воздействии терапевтических и психоэмоциональных мер. При этом наиболее физиологичными и эффективными оказываются санаторно-курортные методы. Именно детский санаторий при правильной и продуманной постановке медико-педагогического подхода к больному ребенку может обеспечить успех в выздоровлении и возвращении ему счастливого детства.

В организации обслуживания детей в санатории нет мелочей. Начиная с поступления в это учреждение все для ребенка важно: и как его встретили, и в какую палату поместили, и за какую парту посадили, и как кормили и т. д. Забота о детях должна проявляться здесь еще до того, как они сюда поступили. Дни заезда детей весьма важны и зачастую решают успех всего дальнейшего пребывания ребенка в санатории. В эти дни весь персонал должен работать с максимальной ответственностью. Ни один ребенок не должен остаться без внимания, вне поля зрения.

Многие санатории находятся в загородной зоне, куда не всегда идет общественный транспорт, поэтому необходимо обеспечить встречу детей на станции, пристани, в аэропорту и доставку их с родителями на транспорте санатория. После переездов дети часто бывают утомленными, поэтому необходимо максимально быстро их принять, накормить и обеспечить им отдых. Вместе с тем очень важно выявить детей с признаками интеркуррентного заболевания и своевременно изолировать. Процедура приема в санаторий не должна быть утомительной для ребенка. Беседа с родителями, заполнение медицинской документации и т. п. могут осуществляться и без него.

Приезжая в санаторий, ребенок отрывается (часто впервые) от привычной для него семейной обстановки, попадает в условия нового для него распорядка дня и быта. В связи с этим исключительное внимание должно быть уделено методически правильному введению детей в новые условия быта и режима санатория, установлению контактов с товарищами, персоналом, отвлечению от неприятных переживаний, связанных с болезнью и разлукой с близкими.