Три основных периода при проведении курса лечения

Начальный период условно называют периодом адаптации или акклиматизации к условиям окружающей среды, коллективу, режиму санатория, лечебным процедурам, а на курорте — и к новым климатическим условиям. Все это вызывает перестройки в деятельности физиологических систем организма, определенное напряжение систем регуляции, более выраженное при лечении на курорте. Болезнь не проходит бесследно для ребенка. Она может вызвать изменение функций нервной и сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, реактивности, поэтому адаптивные перестройки могут сопровождаться явлением дезадаптации, клиническими проявлениями — изменением самочувствия, повышенной возбудимостью центральной и вегетативной нервной системы, а иногда признаками обострения болезни, субфебрильной температурой. Для большей части больных адаптация к благоприятным климатическим условиям проходит без клинически выраженных изменений.

Как показывают специальные исследования, почти у половины больных наблюдаются сдвиги реактивности нервной, сердечно-сосудистой системы, выявляется тенденция к снижению толерантности физической нагрузки (по велоэргометрии, степ-тесту), умственной работоспособности (по данным корректурной пробы, словесного эксперимента, хронаксии и др.), функции коры надпочечников, пораженных органов (функции внешнего дыхания — при бронхолегочных заболеваниях, почек — при нефроурологических, кожи — при дерматозах и др.). Продолжительность периода адаптации различна (от 5—7 до 10—12 дней), она тем больше, чем моложе ребенок, длительнее и тяжелее течение болезни.

Указанные сдвиги более длительны в осенне-зимнее время и быстрее проходят в весенне-летний период. Адаптивные способности индивидуально отличаются вследствие врожденных и приобретенных свойств организма, лабильности нервных процессов, тренированности регулирующих систем организма, состояния здоровья. Они более выражены у детей, прибывших из контрастных климатических условий, с большими сдвигами «часового пояса».

В начальном периоде санаторного лечения детям назначают щадящий двигательный режим, проводят обследование, климатолечение по методике слабого воздействия, начинают санацию очаговой инфекции, питье минеральной воды с 3—4-го дня (при показаниях), проводят педагогическую и воспитательную работу. Этот период уже является лечебным, повышает уровень приспособительных возможностей организма. Он не должен быть сугубо щадящим для всех детей. Применение дозированной лечебной физкультуры, небольших прогулок, теплых водных процедур, электросна помогает ускорить адаптацию детей со сниженными приспособительными возможностями, раньше проводить бальнеотерапию, особенно у детей в неактивной фазе болезни, при небольших нарушениях функций пораженных органов.

В некоторых случаях у более тяжелых больных приходится прибегать к лекарственным адаптогенным препаратам в течение 8—12 дней. Режим дня и методики санаторного лечения не могут быть стабильными, постепенно нагрузки увеличиваются с учетом самочувствия, характера болезни, сроков лечения, степени адаптированности ребенка. Стабилизация показателей функциональных проб (ортостатической, с дозированной нагрузкой, вариационной пульсометрии, корректурной и др.) свидетельствует о целесообразности расширения режима, лечения в полном объеме.

Лечебный период является основным. В это время проводят весь комплекс лечебно-оздоровительных и учебно-воспитательных мероприятий, постепенно расширяя двигательный режим, дозировки климатолечения, лечебной физкультуры, бальнеотерапии и др. Влияние этих методов на ребенка различно, зависит от их физических свойств, дозировки и от исходного состояния организма, поэтому тактика лечения и длительность основного периода весьма индивидуальны. В летний период на южных курортах, когда активное влияние на организм оказывает интенсивная солнечная радиация, купания, бальнеогрязелечение может быть менее интенсивным и комплекс лечебных процедур — более щадящим.

Слишком уплотненный режим дня, перегрузка лечебными процедурами, занятиями, экскурсиями могут стать причиной ухудшения состояния здоровья и потребуется немедленная коррекция всего комплекса лечебных и оздоровительных мероприятий. Умелое сочетание их с учетом индивидуальных особенностей ребенка позволяет достигнуть хороших результатов.

Заключительный период длится от 5 до 10дней после окончания лечения. В течение этого времени ребенка подготавливают к возвращению домой; продолжают занятия ЛФК, климатические процедуры, проводят заключительное обследование, уточняют рекомендации на послесанаторный период лечения.

Весьма важен и период реакклиматизации, приспособления к обычным условиям климата, домашней и школьной жизни. Для большинства детей этот период проходит быстрее периода акклиматизации, вызывает меньшие адаптивные сдвиги, если нет слишком резкой смены погодных условий. При аллергических заболеваниях возобновившийся контакт с причинными аллергенами может провоцировать некоторое обострение болезни. Поэтому в первые дни после возвращения домой ребенок требует особого внимания, следует постепенно увеличивать его физические и учебные нагрузки. Тесная преемственность в лечебных и оздоровительных мероприятиях врача санатория и участкового педиатра помогает закреплению эффекта, достигнутого в санатории.