Учебно-воспитательная работа в детских санаториях

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Центральным звеном организации учебно-воспитательного процесса в санатории является четкое его планирование, основанное на задачах, которые ставятся перед педагогическим коллективом каждого санатория в зависимости от контингента больных, находящихся на лечении, характера их болезни и возраста. Вместе с тем общими задачами для педагогических коллективов всех санаториев являются: создание для больных детей в условиях санаторного режима содержательной и интересной жизни, атмосферы благожелательности и радости, повышение психоэмоционального тонуса, обеспечение школьного обучения, идейно-политического, трудового, эстетического и нравственного воспитания детей.

В практике педагогической работы в детских санаториях принято составлять следующие виды планов:

1.       Перспективный (пятилетний) план работы, предусматривающий мероприятия по улучшению материально-технической оснащенности учебно-воспитательного процесса, повышению квалификации и идейно-политического уровня педагогических работников, разработку методических материалов и т. д.

2.       Годовой план учебно-воспитательной работы, согласованный с планами санатория и общественных организаций, предусматривает организацию труда всех педагогических работников, конкретные мероприятия по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, работу с кадрами, работу кружков, тематику педсоветов, контроль и руководство и т. д. План должен быть составлен конкретно по срокам исполнения и указанием ответственных лиц.

3.       План учебно-воспитательной работы санатория, план пионерской работы на смену составляются на основе годового плана с еще большей конкретизацией мероприятий, сроков исполнения и ответственных исполнителей.

4.       План работы на смену составляют также воспитатели, классные руководители, руководители кружков, инструкторы по труду, музыкальный руководитель и др. На основании этих планов воспитатели составляют рабочие календарные планы работы на неделю.

5.       Тематические и поурочные планы учителей. Расписание уроков.

6.       Планы работы педагогического и медико-педагогического советов.

7.       План повышения квалификации педагогических работников.

Наряду с организацией четкой системы планирования учебно-воспитательной работы в санатории должны быть организованы систематический контроль за выполнением планов работы и соответствующая отчетность ответственных лиц перед коллективом.

Для оценки качества и эффективности учебно-воспитательной работы в санатории можно рекомендовать следующие примерные показатели:

1.       Наличие соответствующих планов педагогической работы с детьми. Согласованность учебно-воспитательной и лечебно-профилактической работы.

2.       Организация детского коллектива с учетом возрастного состава детей и состояния их здоровья. Создание системы детского самоуправления.

3.       Охват всех школьников учебным процессом. Организация индивидуально-групповых и факультативных занятий с учащимися. Рационально составленные распорядок дня и расписание школьных уроков.

4.       Комплектование отрядов, классов, групп в соответствии с установленными нормами.

5.       Создание бригадной (врач, педагог, медсестра) системы обслуживания детей. Научная организация труда. Рациональное использование времени педагогических работников.

6.       Выполнение учебных программ и учебного плана школы санатория. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

7.       Состояние работы пионерской организации школы в соответствии с установками ЦК ВЛКСМ.

8.       Наличие учебных кабинетов и их оснащение техническими средствами обучения, наглядными пособиями, учебниками, соответствующей мебелью и т. д.

9.       Организация внутришкольного контроля. Изучение системы работы учителей и воспитателей, оказание им практической помощи. Мероприятия по устранению недостатков.
10.     Уровень школьной подготовки и воспитанности детей. Важным документом, отражающим эффективность педагогической работы санатория, может служить педагогическая характеристика на ребенка, составляемая педагогами при выписке его из санатория с указанием конкретных изменений, происшедших в воспитании и обучении.

Перечисленные показатели не являются, естественно, исчерпывающими. Они могут совершенствоваться и служить схемой как для организации педагогической работы в санатории, так и для проверки ее состояния.