От Гиппократа до наших дней

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

После Октябрьской революции нравственные проблемы врачебной деятельности продолжают оживленно обсуждаться медицинской общественностью. На важность этих проблем указывал М. И. Калинин. Выступая на V Всесоюзном съезде Медикосантруда в 1924 г., он говорил, что «этика медика, в широком смысле этого слова, должна занять исключительное место».

Большое внимание врачебной этике уделял первый народный комиссар здравоохранении РСФСР Н. А. Семашко. Он подчеркивал, что ее проблемы по-разному решаются в капиталистическом и социалистическом обществах, что обусловлено разной организацией здравоохранения. Большую роль в развитии врачебного гуманизма, считал он, играет обеспеченная Советским государством бесплатная медицинская помощь. Эта здоровая почва порождает здоровые отношения между врачами и больными, а также в среде самих врачей. Семашко обращал внимание медицинских работников на их гражданские обязанности. В частности, он призывал их бережно относиться к социалистической собственности, к имуществу государственных лечебных учреждений. Он выступал против ложного понимания коллегиальности, когда профессиональная солидарность врачей противопоставляется гражданскому долгу.

В 20-х — начале 30-х годов появился целый ряд книг и статей, в которых делались попытки рассмотреть основные вопросы врачебной этики социалистического общества. Одной из задач медицинской общественности в этот период была борьба с буржуазными идеями о враче и его положении в обществе, о содержании его профессионального долга. Наиболее полно эти идеи были выражены в книге В. Я. Данилевского «Врач, его призвание и образование», вышедшей в свет в 1921 г. В этой книге автор пытался доказать, что настоящий врач должен быть аполитичным. «Врач, — писал он, — стоит вне или, вернее говоря, выше всяких партий, всяких течений политических, социальных, экономических, ибо он имеет дело с человеком без различия племен, наречий, состояний... Он знает лишь вечные законы человечности» Данилевский не понимал, что следовать вечным законам человечности не всегда удается, что этому может помешать несовершенный общественный строй, который совершенствуется посредством именно политической и экономической борьбы.

Данилевский решительно выступал против государственной медицины. Он считал, что ограничение частной медицинской практики приведет к снижению роли нравственных начал во врачебной деятельности: «Следует признать, что для современного врача «огосударствление» всех сторон его деятельности легко может превратиться в тот гнет, который везде и всегда «угашает дух жив». Замена морального долга, исходящего из общечеловеческих принципов альтруизма, служебным долгом неизбежно приведет к умалению нравственных устоев врачебной деятельности...» Данилевский и здесь неправ, ведь проблема, которую он поднимает, не может быть решена однозначно. «Огосударствление» медицины может привести к «умалению нравственных устоев», а может и не привести и, напротив, даже способствовать возвышению нравственности. Все зависит от того, каково классовое содержание этой акции. Проведенная народным государством, она способствует созданию условий для развития врачебного гуманизма.

В 20-х годах в Советской России о врачебной этике писали А. Ф. Кони, Л. И. Дембо, Ф. А. Вольгер, Э. Лик и др.

В 1925, 1926 и 1930 гг. в Ленинграде вышли в свет три сборника статей «Врачебная тайна и врачебная этика». Последний под редакцией профессоров В. И. Воячека и В. И. Осипова — представлял собой стенографический отчет о дискуссии, проведенной по проблемам врачебной этики в Ленинградской военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. В этих книгах, а также в статьях, публикуемых в периодических изданиях, хотя зачастую и неудачных в методологическом отношении, делались попытки разобраться как в общечеловеческих проблемах врачебного гуманизма, так и в вопросах взаимоотношения врачей и больных в условиях нового общества.

Со второй половины 30-х годов почти совсем не появляется литература по вопросам врачебной этики, Если говорить о непосредственной, ближайшей причине - это было следствием методологических ошибок в оценке самого существа проблемы.