Школьные мастерские и физкультурный зал

Школьные мастерские следует располагать на первом этаже, что облегчает доставку материалов, необходимых для работы, кроме того, это предупреждает проникновение в классы шума, возникающего при работе станков.

Мастерские могут быть организованы в отдельном здании, но в этом случае необходимо наличие гардероба и уборной. Запрещается приспосабливать под мастерские помещения, находящиеся в подвальном и цокольном этажах. Площадь пола в мастерских, приходящаяся на одного учащегося, составляет 3,3 м2, высота потолка, как и для классов 3,3—3,5 м.

Световой коэффициент в мастерских должен быть равен 1/4—1/5. Глубина мастерской — не более двойной высоты (от верхнего края окна до пола), коэффициент естественной освещенности 1,5%. Освещенность рабочих мест искусственным светом не должна быть меньше 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентном освещении.

В мастерской, как и в лаборатории, должно быть 6—8 светильников мощностью по 400 Вт. Светильники подвешивают на расстоянии 2 м от рабочей поверхности верстаков.

Для общего освещения рекомендуется применять закрытые люцеты, кольцевые светильники, для местного освещения — светильник типа альфа, укрепленный на гнущихся кронштейнах.

Установлено, что даже простейшие операции по обработке дерева и металла связаны со значительной затратой энергии и повышенной теплопродукцией, что требует создания в мастерских условий, обеспечивающих соответствующую теплоотдачу организма. Этого можно достичь при температуре воздуха 14° в столярной мастерской, 16—17° в слесарной, при влажности воздуха 40—60%, при скорости движения воздуха 0,15—0,3 м/с.

Мастерские необходимо регулярно проветривать. Кроме того, они должны быть оборудованы искусственной вытяжной вентиляцией.

В мастерских устанавливают умывальники, краны с подводкой холодной и горячей воды.

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Наиболее распространенным оборудованием школьной мастерской являются верстаки (столярные и слесарные). Их высота должна соответствовать росту учащихся. Для обеспечения правильной рабочей позы столярные верстаки должны иметь подъемное подверстачье с минимальной высотой 51,5 см, максимальной 90 см и подъемные подножки. Каждое рабочее место снабжается усовершенствованным табуретом с изменяющейся высотой или сиденьем на кронштейне, желательно с пояснично-крестцовой опорой.

При росте учащихся до 127 см высота верстака должна быть 65,5 см, при росте от 128 до 133 см — 70,5 см, а для учащихся ростом 134—141 см — 77,5 см. Высота слесарных верстаков до губок тисков для трех групп роста должна быть соответственно 75, 80,5 и 88 см.

Рабочую поверхность крышки столярного верстака делают гладкой, без трещин. Деревянные винты плотно пригоняются к гнездам.

Обшивка слесарного верстака должна плотно покрывать поверхность стола, края ее притупляют и загибают под кромку стола. Тиски плотно закрепляют на расстоянии не менее 0,9 м друг от друга.

При большой высоте станка под ноги учащихся устанавливают подставки. Верстаки должны быть устойчивыми. Слесарные верстаки закрепляются на полу.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что целесообразно размещать верстаки в слесарной мастерской параллельно окнам (при наличии двух рядов). Допускается также сдвоенное размещение верстаков перпендикулярно окнам.

В столярной мастерской наилучшим является перпендикулярное размещение по отношению к стене с окнами или под углом 45° к ней. Минимальное расстояние между станками составляет 0,8 м, а между рядами станков — 1,2 м.

Размеры и вес инструментов, применяемых на уроках труда, должны находиться в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся (размер кисти, окостенение фаланг кисти к 9—11 годам, позвоночника к 15—16 годам, недостаточная мышечная сила) и быть удобными при использовании.

В силу указанных особенностей в начальной школе рекомендуется применять инструментарий следующего размера: ножницы 118—120 мм длиной, с закругленными концами, рычаги ножниц должны двигаться свободно, чтобы учащиеся не затрачивали сил; нож весом 75 г, клинок длиной 60 мм, шириной 18 мм, лезвие должно быть хорошо заточено; шило стальное, круглое на конце, длина до ручки 40 мм, длина ручки 85 мм, диаметр утолщенной части ручки 30 мм. Для картонажных работ используют бумагу или картон толщиной не более 0,5 мм. Для лепки следует пользоваться мягким материалом, не загрязняющим руки (пластилин). При шитье следует применять темные нитки и светлый материал, так как при этом меньше утомляется зрение и лучше видны недостатки в работе.

Физкультурный зал в зависимости от числа учащихся планируется размером 9X18 м (162 м2) или 12X24 м (288 м2). Высота зала соответственно 5,5 и 6 м. Площадь зала должна быть такого размера, чтобы приходилось 4 м2 на каждого занимающегося. При физкультурном зале следует иметь две раздевальни (для мальчиков и девочек) и помещение для хранения спортивных снарядов.

Температура воздуха в зале должна поддерживаться на уровне 14—16° при влажности 40—60%. Вентиляция должна обеспечивать троекратный обмен воздуха в час. Световой коэффициент 1/4—1/5, коэффициент естественной освещенности — не менее 1,5%, освещенность 75 лк (на полу).