Искусство отдыха

Чтобы утомление не перешло в болезненное состояние — переутомление, его нужно снять или хотя бы ограничить. Время, за которое накапливается утомление, зависит от множества факторов, но все же общие закономерности есть, вернее, есть некие средние показатели. Так, первоклассники способны плодотворно заниматься 25—30 минут, студент вуза может слушать лекцию 1,5 часа, а сосредоточенно учить главу из учебника 50 минут. Эти цифры очень приблизительны, но и они позволяют определить схему отдыха.

Для ослабления утомления, наступающего в продолжение небольшого отрезка времени (от 25 минут до 2 часов), нужен краткий перерыв; от усталости, набравшейся за день, помогает избавиться свободный вечер и ночь, а за неделю — выходные. Более значительный отдых, а также психологическую разгрузку дают отпуск или каникулы.

Согласно принятой схеме мы поведем разговор о четырех типах отдыха: в течение рабочего дня, после рабочего дня, после рабочей недели и после трудового года.

Стратегию отдыха верно определил В. В. Маяковский:

Этот плакат
                  увидя,
запомни правило
                  простое:
работаешь —
                  сидя,
отдыхай —
                  стоя!
Запомни правило
                  простое,
этот плакат
                  увидя:
работаешь —
                  стоя,
отдыхай —
                  сидя!
Итак, отдых в течение рабочего дня... Каким он должен быть? Конечно, это обусловливает характер труда и то, какие органы или системы в первую очередь в него вовлечены. Например, при напряженной работе глаз полезна своеобразная гимнастика — посмотреть в окно на отдаленные предметы, на небо. На предприятиях, где есть конвейерные линии, гигиенисты рекомендуют устанавливать аквариумы. Воздействие монотонности процесса ослабевает, если ненадолго переводить взгляд на плавающих рыбок. Хорошим переключением, разрядкой является производственная гимнастика.

Опытные лекторы используют для мини-отдыха аудитории шутку, забавный пример. Это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению серьезного материала.

В «Скучной истории» А. П. Чехова упоминается о таком педагогическом приеме: «Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать в потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».

А всегда ли разумно проводится обеденный перерыв? Типичнейшие примеры того, как нерационально его расходуют, встретишь, пожалуй, чуть ли не в каждом учреждении. В столовую не идут, обходятся сухомяткой, затрачивая на этот «прием пищи» минут 20, и продолжают сидеть в том же душном помещении, беседуют, играют в домино и пр. Насколько же правильнее поступают те, кто не ленится совершить хотя бы 25-минутную прогулку! Не случайно, между прочим, на перемене школьники обязаны выйти в коридор (еще лучше — на свежий воздух), и класс проветривают. Хорошо бы подобный порядок узаконить повсеместно.

Свободный вечер... К сожалению, миллионы людей (не преувеличение!) тратят часы отдыха на телевизор. Опять то же — сидячая работа сменяется пассивным досугом. Как тут не вспомнить вроде бы простой, но многими почему-то забытый призыв Маяковского!..

Один из выходных дней мы посвящаем, как правило, домашним делам, которые откладывали на конец недели, другой — отдыху. Разумно? Вполне! Но вот вопрос: чем он заполнен? Если снова телевизор, карты (а у них немало ревностных поклонников) да еще вино, то это плохой «спутник» здоровья!

...Вот и долгожданный отпуск. Если заполнить его походами, экскурсиями, прогулками, активным общением с природой, сменой впечатлений, результат не замедлит сказаться — мы наберемся сил на следующий трудовой год.

Что же можно порекомендовать? На все случаи рецепта не дашь — сколько людей, столько привычек, вкусов, жизненных обстоятельств да и материальных возможностей... Однако главное сформулировать можно: смена деятельности (но не безделье!), положительные эмоции, близость к природе.

Скажем, студентам в летние каникулы полезно поработать на уборке урожая, в строительном отряде, пионервожатыми в лагере. Лесоводу целесообразнее в эмоциональном отношении во время отпуска побывать в большом городе, походить по музеям, театрам, выставкам. Почтальону или ткачихе совсем не обязательно отправляться в многодневный поход. Но все категории работающих лишь выиграют от туризма и хобби.

Увлечения, которые определяются известным словом «хобби»,— сколь они полезны? Посмотрим на них глазами гигиениста. Лицам сидячих профессий, конечно, показаны все увлечения, связанные с движением,— туризм пеший и велосипедный, лыжный и байдарочный, работа на садовом участке, фотографирование живой природы, участие в коллективном озеленении города. Если здоровье или возраст не позволяют примкнуть к активному туризму, то можно ограничиться пешими прогулками.

Рыбалка привлекает множество людей. А как оценить ее с позиций гигиены? Ведь она — тоже неподвижность... Однако должно признать, что положительные эмоции, пребывание на свежем воздухе служат только на пользу. Да если еще до заветного местечка нужно пройти добрый десяток километров, то всякого рода возражения отпадут...

Всем, чей труд связан с длительным пребыванием на ногах, гигиенист с удовольствием пропишет «рецепт» на коллекционирование, допустим, марок или открыток.

Итак, девиз — смена деятельности. Но следует еще учитывать и требования психогигиены, эмоциональной «зарядки» или «разрядки». Как-то мне довелось беседовать с одним сотрудником заповедника. Он рассказал, что в отпуск регулярно приезжает в Москву: часами просиживает в библиотеке, посещает музеи и выставки, стоит в очереди, чтобы купить билеты в театр. А вот кассир, человек возбудимый, раздражительный, находит успокоение в поисках причудливых сучков и веточек, долгие вечера отделывает их, полирует...

Да, хобби может быть полезнейшим видом отдыха!