Личная гигиена аптечного персонала и содержание аптечных помещений

В борьбе с бактериальным загрязнением изготовляемых в аптеке лекарств важное значение имеют соблюдение работающим персоналом правил личной гигиены и содержание аптечных помещений. Аптечные работники должны очень тщательно выполнять все обязательные для любого культурного человека меры индивидуальной профилактики — регулярную смену белья, санацию полости рта, мытье волос и др. Внешний вид аптечного персонала, безукоризненная опрятность, соблюдение гигиенических навыков должны служить примером для населения и выполнять санитарно-просветительную роль. Следует иметь в виду, что какое-либо нарушение указанных требований является совершенно недопустимым, если принять во внимание, что оно может стать причиной загрязнения изготовляемых лекарств.

Перед началом работы каждый сотрудник аптеки обязан надеть чистый халат и колпак (или косынку). Вход в производственные помещения без халата, а также выход в халатах за пределы аптеки и в туалет категорически воспрещается. Чтобы обеспечить регулярную смену спецодежды, администрация обязана иметь на каждого аптечного работника три комплекта халатов и косынок (или колпаков). Смену следует производить не менее 2 раз в неделю. Перед началом работы необходимо также тщательно вымыть руки теплой водой с мылом и щеткой, внимательно следя за тем, чтобы под ногтями было абсолютно чисто. Полотенце должно быть индивидуальным.

В аптеке надлежит создавать все необходимые условия для проведения мероприятий личной гигиены, непосредственно связанных с производственной работой.

Раздевальная комната должна быть оборудована покрашенными изнутри и снаружи белой масляной краской индивидуальными шкафчиками с двумя, отделениями для раздельного хранения верхней одежды и спецодежды.

В туалете, комнате отдыха, ассистентской и моечной должны быть установлены умывальники, причем пользоваться ими в ассистентской могут только лица, непосредственно занятые изготовлением лекарств, в моечной мыть руки над моечными ваннами не разрешается. Прием пищи в производственных помещениях категорически запрещается.

Работа по изготовлению лекарств в асептических условиях требует наиболее строгого соблюдения мероприятий личной гигиены. В течение 2 часов до начала работы в асептической должна гореть бактерицидная лампа. Работу по изготовлению стерильных форм лекарств нужно проводить в стерильных наглухо закрытых халатах, шапочках-колпаках и специально предназначенных тапочках, надев на лицо ватно-марлевую повязку, закрывающую рот и нос.

Всю эту подготовку ассистент должен выполнять в пред-асептической. Предварительно должна быть проведена обработка рук. Обычный способ мытья для работы в стерильных условиях недостаточен. Наиболее целесообразным является способ Спасокукоцкого — Кочергина, особенность которого состоит в том, что механическую очистку рук производят с помощью омыляющего кожный жир вещества, т. е. без применения мыла, что создает большие удобства.

В качестве такого вещества используют официнальный Liquor Ammonii caustici 10%, который обладает более сильным и глубоким обезжиривающим действием, чем мыло. Обработка состоит в следующем: 0,5% раствор нашатырного спирта готовят ex tempore, добавляя 0,5 мл официнального раствора на каждые 100 мл горячей воды, налитой в два эмалированных тазика. Руки моют марлевой салфеткой или ватой сначала в одной порции раствора, затем в другой, по 2,5—3 минуты в каждой порции. Первая порция после мытья мутнеет, вторая остается почти прозрачной. Если же и она мутнеет, следует произвести мытье повторно. После мытья руки вытирают стерильным полотенцем и обрабатывают с помощью марлевой салфетки или ваты 70° спиртом 3—5 минут. По окончании работы асептическую моют горячей водой с мылом или содой и протирают досуха стерильным полотенцем.

Аптечный персонал должен проходить предварительный и периодический медицинские осмотры.

Предварительный медицинский осмотр проводится перед поступлением на работу, причем одновременно выполняется обследование на бациллоносительство патогенных микробов кишечной группы. Периодические медицинские осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца. Кроме того, 1 раз в год аптечные работники проходят диспансерное обследование с рентгеноскопией грудной клетки и повторным анализом на бациллоносительство. Выявленных бациллоносителей временно не допускают к работе (на срок до 1 месяца, с повторными анализами до отрицательного результата).

Образцовый санитарный режим в аптеках может быть соблюден лишь при условии выполнения мероприятий по поддержанию безупречной чистоты помещений и оборудования и регулярного надзора за санитарным состоянием аптеки. Чтобы не занести загрязнений с улицы, перед входом в аптеку должны быть положены для вытирания ног резиновые коврики, который ежедневно следует мыть теплой водой и смачивать дезинфицирующим раствором (3% фенолом или 1% формалином). Со стороны служебного входа также необходимо иметь резиновые коврики; после каждой разгрузки и размещения товара следует тщательно убрать разгрузочную площадку и вымыть пол.

Для уборки полов и оборудования должны быть заранее подготовлены чистые тряпки, которые после стирки следует кипятить в течение 30 минут. Для очистки от пыли необходимо пользоваться электрическим пылесосом. Уборка полов обязательно должна быть влажной и частой (не менее 2 раз за рабочий день, лучше после каждой смены и перед началом работы). Стены с масляным покрытием   облицованные керамической плиткой следует не менее 1 раза в неделю мыть горячей водой с мылом, а покрытые клеевой краской — очищать пылесосом. Особенно тщательно надлежит производить уборку оборудования, используемого для изготовления лекарств. Поверхность ассистентских столов по окончании работы каждой смены необходимо мыть горячей водой с мылом, а перед началом работы утренней смены протирать влажной тряпкой. С поверхности шкафов, вертушек и других предметов оборудования надо ежедневно вытирать пыль влажной чистой тряпкой, а из ящиков и трудно доступных для вытирания мест (углов) отсасывать пылесосом. Ежедневно следует вытирать пыль с подоконников и витрин и протирать изнутри стекла оконных проемов. Окна снаружи надлежит мыть теплой водой не реже 1 раза в неделю. Аптечную мебель следует изготовлять на ножках, чтобы облегчить уборку пола под ней. В производственных помещениях запрещается вешать занавески, расстилать на полу ковры, ставить цветы, вывешивать стенные газеты, плакаты и т. п.

Для генеральной уборки аптеки 1 раз в 3 месяца выделяется санитарный день, используемый не только для наведения чистоты, но и для мелкого косметического ремонта, исправления производственного оборудования и др.