О психогигиене

«Литературной газете» не так давно было напечатано интервью, взятое у Г. Селье, ученого с мировым именем, родоначальника учения о стрессе *. Вот несколько положений из этого интервью. При любом воздействии на организм может возникнуть одна из двух реакций. Выделяется группа гормонов, которая как бы приказывает организму сражаться, быть активным; другая же группа сдерживает: сражаться не нужно, сражаться бесполезно. Такие реакции порождаются самыми разнообразными стрессами: физиологическими, психологическими, эмоциональными. Вот почему очень важно правильно оценивать ситуацию. Селье приводит пример, когда человек, имеющий больное сердце, неверно оценивает ситуацию и «убивает сам себя». Это он называет «биологическим самоубийством».

Итак, по той или иной причине человек оказывается в окружении факторов, которые отрицательно сказываются на его нервной системе, психике и причиняют вред психическому здоровью. Чтобы избежать этого, очевидно, тоже должна быть профилактика, как существует предупреждение вредного влияния ядовитых веществ, шума, неразумного питания и т. п.

Есть ли такой раздел гигиены? Да, есть. «Психогигиена,— пишет профессор А. А. Мясников,— представляет собой... науку, которая разрабатывает вопросы сохранения и укрепления нервно-психического здоровья человека. Она является неотъемлемой частью гигиены, поскольку нельзя представить себе здоровье человека без здоровья его психики».

Значение психогигиены чрезвычайно велико, ибо без психического здоровья невозможно гармоническое и разностороннее развитие личности. Разумеется, психогигиена опирается на знание психической деятельности человека. Она невозможна, если не учитывает окружающую, и в первую очередь социальную, среду, наследственность.

Профессор В. Н. Мясищев отмечает: «Рассматривая вопросы психогигиены, следует прежде всего учитывать общественные отношения, которые влияют на личность, но и взаимоотношения человека в быту нередко вскрывают суть общественных отношений. Характер отношений людей зачастую содержит глубокие источники ненужных психических травм и эмоционального напряжения, приводящих к срыву нервной деятельности и различным заболеваниям».

Из многочисленных наблюдений можно считать доказанным, что частые неприятные эмоции вызывают перенапряжение нервной системы и приводят ко многим заболеваниям, прежде всего сердечно-сосудистым. Вот что говорил академик П. К. Анохин: «Сегодня становится ясно, что сердечные инфаркты, гипертоническая болезнь и мозговые инсульты — это только трагические финалы, так сказать, жертвы длинного ряда осложнений в организме человека, главным образом в его нервной системе».

Отрицательные эмоции особенно опасны, если они повторяются, образуют застойный очаг возбуждения в центральной нервной системе. Как же быть? Ежедневно принимать специальные успокоительные средства?

Нет, это неверно. Во-первых, отрицательные эмоции тоже необходимы. Подавив эмоции голода, человек прекратит заботиться о хлебе насущном; подавив эмоции возмущения, будет равнодушен ко злу; подавив эмоции гнева, перестанет обороняться и т. д.

Во-вторых, искусственное притупление эмоций делает человека безвольным, ослабляет его интерес к жизни, общественную активность. (Успокаивающие, лечебные или профилактические, средства по особым показаниям, конечно, остаются в силе.)

Надо научиться управлять своими эмоциями. Это вовсе не означает необходимости все время загонять их в себя, превращаясь в этакую мумию. Кстати говоря, люди, постоянно сдерживающие отрицательные эмоции, казалось бы, внешне спокойные, но неотрывно думающие о своих переживаниях,— первые кандидаты в кардиологические больницы.

Есть и другой вариант — неизменно разрешать себе разрядку. Приемлемо ли это? Представьте, мы все, например, вдруг начнем кричать и плакать... «Слезы осушают горе».

Выход — в воспитании эмоций, в умении перекрывать отрицательные эмоции положительными.

* Г. И. Царегородцев, П. Д. Горизонтов и другие известные советские специалисты неоднократно критиковали Г. Селье за то, что он рассматривает взаимоотношения организма и среды лишь «сквозь призму гуморальной системы регуляции», за его философские и общебиологические концепции, но вместе с тем отмечали достоинства его наблюдений и экспериментов.


Страницы: 1 2 3 4 5