Гигиена у древних народов и при феодальном строе

Эмпирические наблюдения из житейского опыта в области личного быта, а в дальнейшем и из общественной практики явились основой гигиенических знаний уже в глубокой древности. Опираясь на инстинктивное стремление людей к сохранению жизни и здоровья, эти наблюдения постепенно расширялись. В зависимости от природно-климатических условий, в которых жил человек, от быта и социального устройства общества, гигиенические мероприятия, захватывая все более широкие области жизни, совершенствовались, хотя никаких научно-теоретических основ для их совершенствования еще не существовало: практика значительно опережала теорию, как это часто имеет место и в других областях человеческих знаний.

Простейшие гигиенические правила, часть из которых сохранилась до сих пор, были известны многим древним народам 3000—4000 лет до нашей эры. В древнекитайских медицинских книгах были обнаружены гигиенические правила и советы, касающиеся правильного питания, режима работы, отдыха и сна, а также полезного воздействия природных факторов на здоровье человека. При раскопках в древних китайских городах были сделаны открытия, свидетельствующие о наличии в них сооружений санитарного благоустройства. Не менее ценные находки, касающиеся благоустройства населенных мест, были обнаружены при раскопках старинных индийских поселений (удалось, например, в одном из индийских городов найти остатки городской канализации). Богата гигиеническими советами древняя индийская медицина. Большая часть их касалась вопросов питания (рекомендация о потреблении молока, растительной пищи, меда), режима питания и личной гигиены (ухода за полостью рта, смены одежды, купания и т. д.). Гигиенические мероприятия имели широкое распространение в Древнем Египте (за 1500 лет до нашей эры). Здесь были найдены огромные сооружения для водоснабжения городов, существовали правила содержания в чистоте улиц и домов, удаления нечистот и отбросов, дренирования почвы и др.

Опыт египтян переняли многие народы, жившие в древние времена.

При археологических раскопках на территории нынешних среднеазиатских республик обнаружены благоустроенные города с рационально устроенными санитарными сооружениями. Следовательно, самой древней культуре были присущи принципы использования гигиенических мероприятий не только личного, но в известной мере и общественного характера для укрепления здоровья и сохранения жизни.

Гиппократ
Гиппократ (460—377 до н. э.).

Эти принципы оказались выраженными в еще более совершенном виде позднее, в античной Греции и Древнем Риме. Развитие санитарной культуры в Древней Греции связано с именем гениального врача, как его называют, «отца медицины» Гиппократа, впервые выдвинувшего идею о значении для организма человека внешней среды. Гиппократом был написан трактат «О воздухе, водах и местностях», в котором эти природные факторы рассматриваются с точки зрения воздействия их на здоровье людей. В дальнейшем наблюдения и рассуждения Гиппократа получили широкое развитие в трудах древнегреческих ученых более позднего периода и послужили основой санитарно-технических мероприятий, осуществленных в городах Древней Греции. Так, в Афинах были построены водопровод и канализация для удаления жидких стоков, был организован постоянный надзор за продажей пищевых продуктов и за жилищным строительством, осуществлялась простейшая дезинфекция в виде окуривания серой помещений, в которых находились заразные больные, существовали общественные бани и купальни. В Спарте впервые стали широко использовать физическую культуру с целью развития физической силы и создания могучего войска, причем эти мероприятия были тесно связаны с соблюдением санитарных правил.

Римляне во многом позаимствовали у греков гигиенические знания, санитарно-технические сооружения и прочие санитарные мероприятия, направленные на охрану общественного здоровья. В Риме было сооружено свыше 30 водопроводов, дававших в сутки 500—1000 л горной ключевой воды на человека, существовала общесплавная подземная канализация для удаления жидких нечистот за пределы города на поля и огороды, было организовано тщательное наблюдение за продажей пищевых продуктов, строительством жилищ. Санитарная техника в Римской империи осуществлялась даже в большей степени, чем в Греции, причем особое внимание было уделено военной санитарии (правила питания войск, снабжения их доброкачественной питьевой водой, требования к устройству и расположению лагерей, физическая подготовка личного состава и др.).

Несмотря, однако, на широкое использование санитарных мероприятий для охраны здоровья человека, в античном мире не прекращались эпидемии чумы, оспы, тифов и прочих инфекционных заболеваний, сопровождающихся высокой смертностью. Особенно высокой была смертность среди рабов, так как при рабовладельческом строе вся санитарная техника была направлена в основном не на сохранение общественного здоровья (она совершенно не касалась рабов), а на обеспечение благоприятных для личного здоровья условий существования привилегированного класса (рабовладельцев, жрецов, военачальников, торговцев) и создания им удобств и личного комфорта. Иначе при классовом характере рабовладельческого строя и не могло быть. Следует при этом отметить, что все успехи в укреплении и сохранении здоровья в античном мире были достигнуты лишь благодаря обобщению накопленного человечеством личного опыта, ибо гигиены как науки в то время не существовало.

Однако в дальнейшем и эти немногочисленные достижения в санитарной практике среди древних культурных народов исчезли с переходом к феодальному строю. Были сознательно заброшены даже зачатки существовавших ранее гигиенических мероприятий, так как преобладавшие в средние века религиозные взгляды христианского учения были основаны на проповеди полного пренебрежения к здоровью человека. Христианство призывало людей к аскетическому образу жизни ради спасения души. Аскетов-схимников, живших в пещерах, сознательно терпевших голод и холод, годами не употреблявших воды для ухода за телом, считали святыми. Естественно, что в таких условиях не могло быть и речи о соблюдении каких-либо требований не только общественной, но даже и личной гигиены. Санитарная культура оказалась на таком низком уровне, что ничто не могло препятствовать распространению эпидемий. Чума (как ее называли в то время «черная смерть»), проказа, оспа, трахома, сифилис охватили огромные массы людей. Попытки феодалов отгородиться крепостными стенами и рвами в средневековых замках не спасли их от грозящей опасности. В качестве примера тех последствий, к которым привело это пренебрежение к элементарной санитарной практике, можно указать на то, что в XIV веке в Европе погибло от чумы около 25 млн. человек.

Города в средние века строились без учета правил планировки и без санитарно-технических сооружений, с узкими улицами, нечистоты выбрасывали прямо на улицы, не соблюдались правила личной гигиены. Благодаря господству духовенства и крепостников-феодалов санитарная культура вообще перестала существовать. Правда, в некоторых странах были попытки отдельных передовых ученых пропагандировать правила санитарной практики прошлого. Так, на рубеже XII и XIII века в Италии вышло в свет сочинение профессора Иоанна Медиоланского, содержавшее лишь правила диетического питания, а в дальнейшем появились сочинения, в которых были даны описания свирепствовавших в то время эпидемий. Но все эти работы вплоть до конца XV века по существу не помогли в улучшении санитарного состояния населенных мест, за исключением только того, что, начиная с XIV века, для дезинфекции зараженных жилищ и вещей больных стали применять окуривание серой и обеззараживание с помощью хлора.