«Радуйся, что ты заболел!»

Страницы: 1 2 3

Церковные способы воздействия на болезнь преследовали основную цель: либо успокоить гнев бога, либо отвратить проделки сатаны и его воинства.

Лечебные средства из церковной аптеки не отличались разнообразием: молитва да пост, пост да молитва, очищение святой водой. «Все, что вы попросите в молитве с верою, вы получите», — обещает своим последователям Библия.

Церковь почитала священными всю обстановку храмов — церковный алтарь, колокола, свечи, богослужебные книги, кресты, облачение духовенства. Но особым почетом и лечебной репутацией пользовалось всё, что имело отношение к христианскому культу святых и особенно ко всем действующим лицам, упомянутым в евангелиях.

А знаете, сколько святых насчитывает католическая церковь? Около пяти тысяч! Правда, если внимательный и знающий историк просмотрит список их имен, то с удивлением обнаружит, что его нужно изрядно почистить, чтобы изгнать оттуда явных самозванцев. Например, святых Перпетую и Фелицитату, потому что это не имена даже, а слова приветствия, которыми римляне обменивались по случаю наступления Нового года. Они говорили друг другу: «перпетуам фелицитателем», что означало: «постоянного счастья вам».

И святой Альманах, как вы сами догадываетесь, — это просто-напросто название книги. Такое же превращение постигло римскую формулу «рогар и донар» — «просить и давать». Появились святые Роганиана и Донациана. Выражение «аура плакида» переводилось как «легкий воздух», перевод этот забылся, зато появились христианские святые Аура и Плакида.

На Руси православная церковь почитала свыше двухсот святых. К их лику были причислены 46 князей, царей, княгинь, их детей, 162 представителя высшего духовенства. Женщин церковь никогда не жаловала (по Библии, именно женщина толкнула первого человека Адама к познанию добра и зла), поэтому в числе православных святых их только десять, великомученицы не в счет. А святых из нетитулованного, трудящегося люда и того меньше.

Поклонение библейским пророкам, святым, самому Христу и богоматери Марии — а все они принадлежали к активу церковной медицины — складывалось долгие годы, было результатом деятельности богословов разных эпох. Вот, к примеру, сведения из религиозной биографии девы Марии, матери Христа, культ которой в католицизме едва ли не самый распространенный.

Епифаний Кипрский, проповедник христианского учения начального его периода, в IV веке рассуждал так: в священном писании нет сообщений ни о смерти богоматери Марии, ни о месте ее погребения. Библейские книги умалчивали об этом, объяснял богослов, по чрезвычайности чуда, чтобы не привести в изумление разум человеческий. «Я не дерзаю говорить, — признавался он, — но, размышляя о деле, храню молчание».

Прошел век, и картина изменилась. Обнаружились... целых две могилы девы Марии. По документам церковного собора 415 года следовало, что Марию считали умершей в Эфесе и именно там была ее могила, пользовавшаяся почитанием. Больные, особенно женщины, приходили к ней со всевозможными недугами.

Такая же могила девы Марии имелась и в Иерусалиме. Значит, одно тело богоматери одновременно находилось в двух местах? Во всяком случае, императрица Пульхерия просила иерусалимского епископа Ювеналия уступить ей тело Марии хотя бы на время, чтобы выставить его на поклонение в Константинополе.

А если доверять Григорию Турскому, церковному деятелю VI века, чудесным, сверхъестественным образом сохранившиеся останки тела богоматери хранились в городе Оверни.

Прошло еще время, в христианстве укрепилось учение о том, что богоматерь вознеслась на небо телесно, а это значит, что мощей ее на земле быть не должно. Но кое-что церковь все же прибрала к рукам. Волосы и ногти богоматери, ее молоко, такие детали туалета, как гребни, чепцы, повязки и покрывала Марии, ее сорочки, ризы, пуговицы и знаменитый пояс, который богоматерь будто бы уронила, в спешке возносясь на небо.