«Радуйся, что ты заболел!»

Страницы: 1 2 3

Патриарх антиохийский Макарий подарил русскому царю Алексею Михайловичу в числе других святынь «волосы пресвятой богородицы». Но такой же реликвией могли похвастать верующие Рима, Венеции, Болоньи, Падуи, Брюгге, Ассизи и других городов. «Святых» волос оказалось довольно много к тому же разного цвета, но люди бесхитростно ждали от них исцеления и помощи, вознося молитвы святой деве, запалив свечу в ее честь и опустив монетку в кружку пожертвований.

Чем «важней» была реликвия храма, тем богаче он становился. Шестнадцатая по счету склянка с молоком богоматери, будто бы пролитым ею во время бегства в Египет с младенцем Христом, досталась аббатству Эврон в один из крестовых походов и обогатила монастырь, принося ему более сорока тысяч ливров годового дохода.

Молоко богоматери, часть нижней ее рубашки, три пуговицы от какой-то ризы за большие деньги добрались и до московских храмов. А пояс девы Марии, подобранный, по церковному сказанию, апостолом Фомой, оказался в Константинополе. Там пояс поместили в храм и рассказывали о нем следующую легенду. В IX веке больная жена императора Льва Мудрого увидела во сне, что она поправится, если на нее возложат пояс богоматери. Конечно, желание императрицы было исполнено. Она исцелилась, а пояс снова занял свое место в храме. По этому случаю в число церковных праздников ввели особый, который получил название «Положение честного пояса пресвятой богородицы».

Вообще с этой деталью туалета богоматери связано немало таинственных и неясных происшествий. Одни церковные авторитеты утверждают, что большая часть пояса оказалась на горе Афоне, а часть его попала в конце X века в Грузию, а еще часть — в немецкий монастырь.

Другой церковный авторитет рисует иную картину: в 1205 году пояс Марии был перенесен из Константинополя во Францию, в город Суассон, где он производил немало чудес, помогая во время тяжелых родов и счастливо ускользая из рук воров (хотя воры имели своего небесного покровителя, святого Христофора, и носили его образок на отмычках или у себя на шее).

Не только кости скелета пророков и святых, не только их одеяние, волосы, те предметы, к которым они прикасались, ко даже их дыхание и плевки, даже божественный чих, непонятно как упакованный в склянку, составляли боевой арсенал церковной медицины. Каждый святой, мученик, угодный для церкви человек, особо специализировался на каком-нибудь излюбленном заболевании или на том виде болезни, что он, по евангелиям, перенес сам.

Мученику Эртемию следовало молиться о «грыжных» болезнях: ведь церковная легенда рассказывает о том, как был он сдавлен огромным камнем и от чудовищной этой силы выступили у него внутренности.

В евангелиях называют некоего воина-сотника Лонгина, который во время казни Христа пронзил копьем его бок. Этот Лонгин принял затем христианство, враги наказали его за новую веру и обезглавили. Церковная литература приписывает Лонгину исцеление от глазных болезней. Почему? Потому что церковная легенда рассказывала о нем такое: у одной слепой женщины из Каппадокии будто бы умер сын, и она решила идти в Иерусалим поклониться святым местам. Во сне явился ей Лонгин, поговорил с женщиной и указал место, где захоронена его голова. При входе в Иерусалим она нашла гноище, разрыла его руками и тут же прозрела.

Великомученице Варваре молились от угрозы внезапной смерти, священномученик Антипа избавлял от зубной боли (следовало подержать на больном зубе монету, пробить ее насквозь и повесить на его икону). Никита Великомученик считался защитником от детских болезней, хотя в его биографии нет и намека на что-либо, связанное с детьми.

Заболев, верующие спешили в церковь. Они поступали так, как учил их священник: клали на алтарь или вешали на икону определенного святого металлическую фигурку человека или слепок больного уха, глаза, сердца, руки, ноги и присоединяли к этому безмолвному напоминанию богу о своем недуге подходящую но случаю молитву.

Как писал Гейне в одной из баллад:

Руку из воска пожертвуй, —
        Твоя заживет рука,
        Ногу из воска пожертвуй, —
        Станет здоровой нога.