«Радуйся, что ты заболел!»

Страницы: 1 2 3

 «Средневековье, — писал Карл Маркс, — развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику, юриспруденцию и начало во всем с самого начала».
Обратите внимание, медицина в этом перечислении отсутствует. Даже в раннем средневековье, когда погибли веками накопленные материальные и духовные ценности античного мира, медицина уцелела. Больше того: среди наук, не подвергшихся церковному запрету, она заняла, пожалуй, первое место. Но что это была за медицина!
Христианская церковь сама определила ее место и роль врача в средневековом обществе. Как и в остальном, она руководствовалась основами своего религиозного учения.
Две идеи господствовали в нем.
Одна о том, что физическая болезнь — не что иное, как результат гнева бога или козней сатаны и его многочисленных помощников. Это они насылают на людей телесные и душевные страдания.
«Все болезни христиан следует приписывать демонам», — поучал известный церковный деятель святой Августин. А другой не менее известный богослов, Тертуллиан, настаивал на том, что за каждым человеком непрерывно следит злой ангел.
Христианская религия не была автором этой идеи, ровесницы древнего человека, в своем воображении разделившего окружающий мир на материальный, естественный и на сверхъестественный, населенный добрыми и злыми духами, могущественными небесными существами. К примеру, врач-вавилонянин видел свою задачу в том, чтобы отогнать от больного злых духов и демонов, призвать на помощь добрых. Семь самых могущественных демонов вавилонян имели свои имена и среди них Лабарту — демон детских болезней. Против его козней вешали на шею ребенку маленькую каменную табличку со знаком заклятия, которая выполняла ту же охранительную роль, что впоследствии нательный крестик у христиан.
А чтобы Лабарту не вернулся в дом к больному ребенку, делали его изображение из глины, асфальта, воска, дерева, относили фигурку на кладбище и для большей прочности привязывали демона болезни к кусту.
И еще один пример. Не так давно американский врач и путешественник Гарри Райт пробрался в джунгли верхнего бассейна Амазонки, туда, где еще сохранилась жизнь туземных общин, не затронутых современной цивилизацией. В этих местах, практически запретных для чужеземцев, он и разговорился с бруджа, как называют там знахаря местного племени.
— Что такое смерть, Пименто? — спросил Райт у знахаря.
Пименто помолчал, словно колеблясь, потрогал свой амулет из перьев, висящий на запястье, потом сказал:
— Смерть — это не мое слово, сеньор доктор. Это ваше слово. У каждого человека есть свой дух, и множество духов окружает его. Если его дух покидает тело или чужой дух входит в тело, тогда наступает то, что вы называете смертью. Отгонять злых духов от племени — это моя работа, моя обязанность перед племенем.
Как видите, и здесь духи как причина болезней, причина смерти человека. К тому же христианская религия, так же как и ее более древние предшественницы, видела в болезнях и страданиях средство, с помощью которого бог управляет людьми, карая их за нарушение его заветов, за отступление от его законов и, между прочим, за любознательность, гордость души, которые человеку вовсе не обязательны. К этим представлениям христианство добавило еще одно.
Христианство считает болезни благом.
«Радуйся, что ты заболел! — убеждают верующего. — Ты получил возможность подумать о своих грехах, осознать их пагубность и раскаяться. Радуйся и будь доволен, что ты заболел! Это значит — бог, который сам много страдал, выбрал тебя и указывает путь спасения».
Могла ли религия поощрять развитие медицинской науки? Изучать истинные причины возникновения болезней? Одобрять опыты, эксперименты? Нет, конечно!
Другая идея религиозного учения относилась к области лечебных средств. Церковь предлагала свои способы воздействия на болезнь.
«О неописуемая микстура, словами невыразимое снадобье, противоядие, стоящее выше всяческих похвал, нежное слабительное, если только мне дозволено употреблять это выражение, оставляющее в тени все врачебные рецепты, превосходящее все ароматы своим запахом, настойки — крепостью».
Какая красноречивая, поистине поэтическая реклама! Перед вами описание лекарства, рекомендованное одним из епископов VI века своей пастве. Он давал такой совет: наскоблить каменной пыли с плит на могиле святого, растворить ее в жидкости и пить при заболеваниях кишечника.