Врач с острова Кос

Страницы: 1 2

Дороги путешествий врача с острова Кос привели его в Индию, к народам Малой Азии. На северных берегах Черного моря Гиппократ познакомился с медицинскими знаниями, обычаями и методами лечения скифов. Эти лекари с давних времен завоевали у греков высокую репутацию. Побывал Гиппократ и на военной службе, сопровождая войско в тяжелом походе, наблюдая характер боевых ранений.

Путешествуя, знакомясь с врачеванием других народов, «отец медицины» учился видеть, наблюдать, сопоставлять. Его могучий ум, как совершенная электронно-счетная машина, отбирал, сортировал, анализировал то, что впоследствии вошло в практику школы Гиппократа, доставило ему славу образованного врача древности.

Гиппократ живо интересовался философией своего времен и. Существует легенда, что однажды посетила его депутация граждан из города Абдеры. Приезжие попросили его осмотреть их знаменитого соотечественника-философа Демокрита, странности поведения которого заставили их усомниться в его душевном здоровье. Предание рассказывает, что Гиппократ откликнулся на просьбу посланцев. Он застал прославленного мудреца в тенистом саду, окруженного редкими свитками книг, увидел его за работой: философ вскрывал труп животного и записывал свои наблюдения.

Демокрит — основоположник атомистической теории, мыслитель, утверждавший, что из атомов состоит и душа человека, что после его смерти она распадается, а значит, не бессмертна. Демокрит усиленно занимался всеми существовавшими тогда науками. Гиппократ нашел в нем интересного собеседника, а философ оценил во враче его незаурядный ум, стремление рассматривать явления медицины в их развитии, с материалистической точки зрения.

Гиппократу были известны труды другого замечательного мыслителя, философа Гераклита, который считал стихию огня основой всего сущего, причем мир, по его теории, не создан был никем из богов или людей.

Душа, такая же смертная, как и тело, Вселенная, не обязанная своим существованием воле богов, — такие революционные понятия возникли в жизни греческого общества. В своей области Гиппократ решительно порвал с представлениями жреческой медицины о болезнях как проявлении гнева богов, или результата вмешательства демонической силы. Для Гиппократа болезнь — не что иное, как проявление жизни организма под влиянием неблагоприятно сложившихся материальных условий. Никакой божественной воли или злого духа. Болезнь имеет естественную причину, и объяснение недуга следует искать в материальных факторах, ее обуславливающих, и в изменении этих факторов.

К ним Гиппократ относил время года, температуру воздуха, климат, свойства почвы и воды именно этой местности. Ставя диагноз, он учитывал также возраст человека, образ его жизни, наследственность, склонность организма к определенным заболеваниям.

Академик Иван Петрович Павлов назвал Гиппократа гениальным наблюдателем человеческих существ. У греческого врача не было микроскопов, лабораторий, приборов для прослушивания, только руки, глаза, уши. Но такие привычные для нас методы врачебного осмотра, как постукивание, ощупывание болезненного участка тела, прослушивание грудной клетки идут от Гиппократа. Сколько метких наблюдений, правильно понятых зависимостей принадлежит ему! Мелкопузырчатые хрипы в трахее, слышимые ухом, сравнивал он с кипением уксуса, а плеврит — воспалительный процесс в грудной клетке, — с характерным хрустением кожаного ремня.

Гиппократ советовал своим ученикам встряхивать мокроту туберкулезных больных вместе с раскаленным углем: «противный запах», которым сопровождалось это несложное исследование, давал врачу основания для невеселых выводов. Эта незамысловатая проба, далекая от современного научного исследования, тем не менее была результатом верного наблюдения. Суть его сейчас нам ясна: неприятный запах давали тканевые волокна, появившиеся в мокроте вследствие процессов распада легких.