Кундалини-йога

Кундалини-йога способствует развитию тонкого психического аппарата, за счет чего осуществляется пробуждение «скрытой жизни» (кундалини) в организме человека, то есть достижение им психической силы (сидхи), совершенствование (самсидхи) и овладение блаженством (бодхи).

В зависимости от метода тренировки этот класс йоги включает в себя следующие (дополняющие и развивающие друг друга) разновидности: мантра, лайя, хатха, раджа. Все они пробуждают кундалини («скрытую жизнь») в организме человека.
Последовательность ступеней самоосуществления с помощью кундалини-йоги показана в таблице 1.

Ступени самоосуществления в йоге

Пути йоги Наименование ступеней самоосуществления Стадии самоосуществления
Первый — «Путь ученика» Самоограничение (йама)
Чистота тела и духа (нйама)
Позы тела (асаны)
Правильное дыхание (пранайама)
Предварительная
  Отключение сознания от органов чувств — сосредоточение (пратйахара) 1
  Концентрация (дхарана) 2
  Медитация (дхйана) 3
Второй — «Путь от  ученика до мастера» Проявление психических сил (самйама) 4

Примечание: Прежде чем приступить к изучению первого пути, каждый ученик должен пройти предварительную подготовку: научиться ограничивать себя в излишествах; соблюдать чистоту тела и духа, выполнять специальные физические упражнения для начинающих; принимать соответствующие позы — асаны; правильно дышать (выполнение пранайам). Для полного овладения этой йогой каждый ученик должен пройти два пути. Первый путь—это концентрация (сосредоточение) внимания на грубых физических объектах, или «Путь ученика». Его можно пройти за несколько месяцев, преодолев четыре стадии, которые имеют следующие названия: пратйахара, дхарана, дхйана, самйама. Второй путь — концентрация внимания на сверхфизических или тонкоматериальных объектах. Ученик может пройти его в течение года и более. Этот путь называется самйама — «Путь от ученика до мастера». Он, являясь четвертой стадией первого пути, также имеет четыре фазы, последняя из которых делится еще на четыре части — это деление осуществляется до бесконечности, ибо совершенствованию нет предела.



Каждая из указанных стадий кундалини-йоги, которые проходит ученик, стремящийся стать йогом, характеризуется следующими особенностями.

Пранайама (исходная стадия сосредоточения) — это очищение нервов посредством ежедневного выполнения специального комплекса дыхательных упражнений. Под понятием «пранайама» понимается также распространение праны (энергии) путем задержки дыхания и удлинения дыхательного цикла. Цель дыхательных упражнений — сознательный контроль за  всеми  непроизвольными  функциями и физиологическими процессами, то есть за энергиями (пранами) организма человека. Этот контроль начинается с выработки у человека способности задерживать дыхание на произвольное время.

Пратйахара означает отвлечение сознания и полное управление им, то есть полную поглощенность человека намеченным объектом.

Дхарана представляет собой развитие начальных форм сосредоточения — сверхобоняние, сверхвкус, сверхчувствительность, сверхслух, ясновидение.

Дхйана — это медитация, или погружение в объект, то есть процесс управляемого, произвольного всестороннего размышления, «переживания» одного объекта при полном отвлечении чувств от каких-либо других объектов и окружающего мира.

Самйама — оцепенение мысли и чувств человека с раскрытием «лотоса» (здесь происходит соединение дхараны, дхйаны и самадхи), то есть проявляются все психические силы, вплоть до левитации (парения в воздухе). Дхйана-йога подробно рассмотрена в «Бхагавад-гиге», комментарии к которой сделаны в 1944 году известным ученым и религиозным деятелем Шрилой Прабхупадой. В этом произведении отражаются вечные ведические знания, которые предписывают в конце данной эпохи, начавшейся 5000 лет тому назад, заниматься в основном карма-йогой, сочетая ее с медитацией на звуковых вибрациях.

Лицам, обладающим хорошим здоровьем, следует заниматься только такой йогой. Тем же, кто страдает различными заболеваниями и не ощущает в себе необходимых сил и воли, можно порекомендовать оздоровительную систему йоги. При достижении успехов ученик может уделить больше внимания бхакти-йоге как высшей йоге.