Контроль за процессом дыхания и управление сознанием

Занимаясь упражнениями йоги, нельзя забывать, что человек представляет собой биологический организм, которому свойственны определенные физиологические и психические функции. Он видит, думает, обоняет, чувствует и т. д. По утверждению йогов, человек потерял свою «божественную» силу и славу, отведав запретный плод, но он может вернуть утерянную «божественность» (трансцендентальность) при помощи ментальной (умственной) дисциплины и посредством концентрации своего внимания на определенном объекте.

Для нормального функционирования мозга нужны не только кислород и питание, ко и информации от органов чувств.

Под влиянием мыслей, иногда даже мимолетных, зарождаются семена замыслов, предчувствий, эмоций, переживаний. Рано или поздно (но непременно!) они созревают, влиял на наше сознание и подсознательную сферу, оставляя прочные следы как в кратковременной, так и в долговременной памяти. Поэтому тот, кто научился манипулировать своим умом (менталом), в состоянии контролировать и свою природу, соединяться со своим «Я». Мысли — это проявление разума. При помощи положительных мыслей мы можем добиться желательных результатов, тогда как отрицательные мысли и чувства толкают человека ко злу, несчастьям и болезням. Поэтому и необходимо воздействовать на тело человека с помощью физических, дыхательных и психологических упражнений, выполняемых сознательно.



Мысль господствует над жизнью человека, его общением с другими людьми, над его делами и привычками. Мощь сосредоточенной мысли (когда мы знаем, как ее организовать и излучить посредством внушения) так велика, что с ее помощью посвященный может контролировать и даже подчинять волю других людей. Однако йоги не ставят перед собой такую цель, а лишь хотят укрепить свое единство с природой.

О силе психики и мысли свидетельствует эксперимент, осуществленный профессором Иельского университета (США) О. А. Андрарсоном. На очень чувствительных весах было уравновешено в горизонтальном положении тело студента, которому профессор предложил решить сложную задачу. Это вызвало сильный приток крови к мозгу студента. В результате нарушилось равновесие тела и стрелка отклонилась в сторону головы. Чем труднее была задача, которую решал студент, тем сильнее отклонялась стрелка. Затем студенту было предложено мысленно делать физические упражнения ногами. Стрелка тотчас же переместилась в сторону ног. Когда студент представлял, что от тяжелой перегрузки его ноги устали, то стрелка отклонялась еще сильнее. Этот эксперимент показывает, что мысленно мы можем направлять ток крови определенной силы в нужную сторону — в направлении воздействия нашей мысли.

Правильное применение дыхательных упражнений и оптимальных кратковременных задержек дыхания после выдоха, а иногда и при вдохе, повышает устойчивость организма к нехватке кислорода, что благотворно влияет на ферментные системы, кровоснабжение сердца и мозга. Дыхательные упражнения (ДУ) регулируют артериальное давление, тонизируют кровеносные сосуды и капиллярную сеть, улучшают обеспечение организма кислородом, нормализуют нервные процессы.

В сочетании с физической нагрузкой ДУ также устраняют излишние, непроизвольные, неконтролируемые движения, навязчивые состояния, мысли, снимают спазмы и т. п. Чередование напряжения и расслабления мышц в сочетании с ДУ оказывает регулирующее влияние и на глазную мускулатуру, внутренние органы, в том числе и сосудистую систему.



Дыхательные упражнения для начинающих полезно сочетать со звуко-двигательными упражнениями. При выполнении таких упражнений используется звук в сочетании с пением с целью вибрационного воздействия на определенные органы (моторно-вокальный рефлекс). Это влияние усиливается специальными дыхательными упражнениями, а также кинестезией активных точек на стопе, пальцах и голове посредством надавливания на них. В некоторых случаях кинестезию можно сочетать с пением определенных слогов, например «ом», а пение (мантропение) — с медленной ходьбой. Слог «ом» производит физиологическое влияние на человека. Выговаривается мантра как звук, в котором ни «а», ни «о», ни «у» отдельно не слышны, а гудение «м» додано звучать с самого начала. Напевность, гудение, жужжание создают бодрость духа, приводят в колебание и возбуждают всю область гипофиза, а звучание «ммм» — всю область «кха» (от середины между бровями до шишковидной железы). К этому надо прибавить глубокую (и становящуюся все более глубокой) сосредоточенность мысли. Иногда, чтобы сосредоточиться, мантру «ом» произносят  6—7  раз вслух.

Вибрацию звуков можно применять самостоятельно, не сочетая с другими упражнениями (план занятий звукодвигательными упражнениями при некоторых заболеваниях разработан К. В. Динейко). Процесс сосредоточения внимания ученика должен совершенствоваться по мере овладения йогой.

Силы, циркулирующие в нашем организме и оживляющие его, представляют собой видоизменения всеобщей энергии — праны и вырабатываются преимущественно посредством дыхания. Из общности сил человеческого организма и сил природы вытекает возможность влияния на последнюю.

Дыхательные упражнения для начинающих позволяют вырабатывать достаточное количество праны надлежащего качества, излишком которой можно влиять на других людей и вообще на внешний мир. Такие упражнения выполняются уже на исходной стадии сосредоточения, а также в дальнейшем — по мере совершенствования человека. Пранайама характеризует процесс «очищения» нервов и обеспечивает возможность (за счет дыхательных упражнений) погружения человека в свой внутренний мир без реакции на внешние раздражители (как правило, пранайамой называют процесс управления праной при выработке внутренней психической энергии (кундалини) и придании ей необходимого направления.