Ювенология

Недавно проблема долголетия обогатилась новым направлением научных изысканий — ювенологией. Слово это восходит к Древнему Риму, ко временам правления императора Нерона. Именно он ввел ежегодные праздники — Ювеналии, посвященные богине молодости Ювенте. Празднования проходили в обстановке яркого, бурного веселья. На них собиралась вся римская молодежь.

Советский физиолог М. М. Виленчик в своей книге «Биологические основы старения и долголетия» пишет: «На наших глазах рождается новая наука. Пожалуй, наиболее точное название ей — ювенология. Ювенология означает учение о способах сохранения и возвращения молодости».

Энтузиаст ювенологии доктор медицинских наук Л. М. Сухаребский теоретически обосновал необходимость научных поисков в этом направлении. Он наметил реальные пути практической работы организованного им Общественного института ювенологии.

Но все же, где источник «сохранения» молодости? Как нужно жить? Предаваясь ли страстям или безмолвно взирая на «суету сует», активно вмешиваясь в жизнь или только наблюдая за ней?

Вспомним, например, Вольтера. Им написаны романы, повести, драмы, пародии, сатиры, исторические и философские трактаты. Можно себе представить неспокойную, в бесконечных волнениях, глубокую умственную деятельность Вольтера. Его внимания добивались толпы поклонников, завистники плели хитроумные ловушки, враги открыто поносили его книги... Но, казалось, все треволнения жизни проходили мимо великого философа. Главное — творчество, поиски истины, а враги, завистники — пустое... Он мало спит, пишет днем и ночью, словно говорит смерти: «Еще подожди, пожалуйста!»

Таким образом, ясно, что труд, творчество создают положительный эмоциональный настрой, сохраняют молодость.

Интересные данные на этот счет приводит в своей книге «Похвала старости» известный советский геронтолог А. Рубакин. Например, он отмечает, что крупнейшие ученые и писатели — Ньютон, Эдисон, Гете, Л. Толстой, Мичурин, Циолковский умерли в возрасте от 78 до 87 лет, и гений не покидал их до последних лет жизни.

Английский философ Т. Гоббс написал свою «Историю революционных лет» в возрасте 80 лет. Леонардо да Винчи создал знаменитую «Джоконду» в 67 лет. Опера «Фальстаф», полная жизни, юмора и блеска,— творение 80-летнего композитора Верди; в таком же возрасте французский композитор Обер написал свой «Сон любви». Американский ученый и писатель Уильям Дюбуа, умерший в возрасте 96 лет, до самых последних дней своей жизни занимался творчеством и участвовал в политической деятельности.

Знаменитый русский микробиолог С. Н. Виноградский умер в 97 лет. И незадолго до кончины правил корректуру своей новой книги. А И. П. Павлов умер в 87 лет от пневмонии. Он работал до последнего дня своей жизни, и голова его была ясна, а творческий гений находился на том же уровне, что и в молодости. Кстати, после смерти И. П. Павлова комиссия из наиболее крупных патологоанатомов заключила, что, «несмотря на преклонный возраст покойного, головной мозг академика Павлова не обнаружил никаких видимых анатомических признаков старческой атрофии, равно как и патологических изменений, кроме явлений гиперемии и отека, развившегося в агонии на почве острого гриппозного заболевания».

Можно привести и такие примеры, где долгожительство являлось как бы семейной традицией, передаваясь от одного поколения к другому.

Вот семья Стасовых. Отец, русский архитектор В. П. Стасов, умер в 79 лет; старший сын, знаменитый русский критик, историк и общественный деятель, В. В. Стасов прожил 82 года. Младший сын, Д. В. Стасов, скончался в 90-летнем возрасте. Дочь, Н. В. Стасова, деятельница русского женского движения, прожила 73 года. Внучка, Е. Д. Стасова, член КПСС с 1898 года, Герой Социалистического Труда, умерла в возрасте 93 лет.

Теперь обратимся к нашим временам.

Сегодня вопрос стоит так: следует не просто исследовать проблемы долголетия, а сделать так, чтобы уже сейчас, в наши дни, жизнь не омрачалась немощной старостью. Не случайно в 1973 году была создана Международная ассоциация искусственного увеличения видовой продолжительности жизни людей. Эта ассоциация приняла обращение ко всем ученым мира, в котором говорится: «Сейчас наступил переломный момент в сознании людей и истории человечества, открывающий перспективу радикального, на десятки, а в дальнейшем и сотни лет, увеличения продолжительности жизни людей. Сейчас, наконец, созрело понимание принципиальной возможности и реальности быстрого создания средств искусственного радикального отдаления естественных видовых сроков наступления старости и смерти у тех, кто еще не достиг старческого периода жизни, и создания средств омолаживания уже состарившихся людей».

Особенно широкий отклик нашло это обращение в нашей стране. И это вполне естественно, ибо только социализм открыл путь к действительно широким преобразованиям во всех областях народного здравоохранения. И хотя ювенология — наука сравнительно молодая, ей уделяется разностороннее внимание. Проблемами ювенологии у нас занимаются многие научно-исследовательские организации.

Как уже писалось выше, в Москве создан Общественный институт ювенологии. Здесь биологи изучают механизмы старения, генетики — методы ликвидации наследственных болезней, психологи  и кибернетики работают над возможностью повышения интеллектуального потенциала личности.

Проблем перед ювенологией стоит много, и среди них одна из основных — пропаганда здорового образа жизни. Об этом и пойдет речь в последующих главах книги.