Осуществление контроля над курением

К. Бьяртвейт (К. Bjartveit)

Законодательство и политические мероприятия *

Законодательство представляет собой один из краеугольных камней в осуществлении всеобъемлющей национальной программы по преодолению курения в борьбе за здоровье люден. Цель данной статьи — дать общее представление об этой теме.

Законодательные мероприятия

Какого рода меры допустимо использовать в законодательной деятельности? Профессор Ruth Roemer (1982) дала блестящее и детальное описание таких возможностей; и здесь я пытаюсь лишь кратко суммировать те ограничительные мероприятия, которые были осуществлены или предложены с целью повлиять на отношение к курению [Bjartveit et al., 1969; Bjartveit, 1971; World Health Organization, 1976; WHO Expert Commitee on Smoking Control, 1979; Grey, Daube, 1980]. Их можно сгруппировать следующим образом. Ограничения влияния факторов, поощряющих курение:

1 — ослабление действия факторов, оказывающих явное влияние, например, запрещение подстрекательства к курению;
2 — ослабление действия факторов, оказывающих косвенное влияние, например, запрещение показа курения по телевидению.

Требования введения факторов, противодействующих курению:
1  — снабжение каждой пачки табачных изделий (включая предназначенные на экспорт) предостережением о вреде курения для здоровья;
2  — при отсутствии запрета на рекламу табачных изделий, обязательное включение в рекламные материалы предостережения о вреде курения для здоровья;
3  — снабжение каждой пачки табачных изделий и рекламных объявлений сведениями об уровнях выхода вредных веществ при курении;
4  — введение обязательного санитарного просвещения, включая обязательное финансирование таких мероприятий. Ограничения торговли табачными изделиями:
1—ограничение числа торговых точек, т. е. числа магазинов, которым разрешено продавать табачные изделия, и автоматов для продажи сигарет;
2  — ограничение времени продажи, например, только в обычные часы работы магазинов;
3  — ограничение возраста покупателей, т. е. запрещение продажи несовершеннолетним;
4  — запрещение продажи в учреждениях здравоохранения;
5  — прекращение не подлежащей обложению таможенным сбором торговли табачными изделиями.

Ограничения, накладываемые на состав и свойства табачных изделий:
1  — установление верхнего предела содержания табака в сигарете (относится и к предназначенным на экспорт сигаретам);
2  — установление верхнего предела уровней выхода выявленных вредных веществ (касается и товаров, идущих на экспорт) .

Налогообложение:
1 — общее увеличение налога на табачные изделия. Это, несомненно, одно из самых эффективных из существующих мероприятий. Для достижения максимального результата и предотвращения снижения его действия повышение налога следует повторять через более или менее регулярные промежутки времени.

2 — избирательное увеличение налога, т. е. дифференцированное налогообложение в соответствии с уровнями выхода установленных вредных веществ.

Ограничения, накладываемые на курение. Этими ограничениями статус некурения устанавливается в качестве нормы, а курение разрешается только в определенных зонах и/или в определенное время:
1  — запрещение курения й общественных местах;
2  — запрещение курения на рабочем месте. Это особенно относится к профессиям, связанным с воздействием промышленных вредностей (например, асбеста), приводящим к увеличению синергического риска для курильщика (возможно, что и для пассивного курильщика).

Необходимость выбора. Этот список, который ни в коей мере не является полным, и порядок расположения перечисленных в нем мероприятий (по степени их важности) может быть оспорен, представляет собой арсенал грозного оружия. Доказательством важности проведения этих мероприятий является тот факт, что они (за некоторыми исключениями) вызвали энергичное сопротивление со стороны деятелей табачной промышленности.

С другой стороны, из этого списка ограничений также явствует, что они могут вызвать раздражение среди населения в делом, и ощущение, что власти берут на себя роль строгих опекунов. Может произойти эффект бумеранга, если эти ограничения не будут внедряться с известной осторожностью. Следовательно, важно иметь в виду, что не следует вводить те ограничения, которые население не встретит с должным пониманием и готовностью их соблюдать.

Эта ситуация показывает, какая перед нами стоит дилемма: если совсем не применять указанные ограничения, можно лишиться благоприятных возможностей повлиять на решение важной проблемы здравоохранения; если же ввести их слишком быстро и без понимания ситуации, они могут оказаться бесполезными и даже привести к обратным результатам.

Чтобы принять оптимальное решение, необходимо тщательно изучить общественное мнение по данной проблеме. Однако, как это ни странно, подобный подход может выявить тот факт, что население бывает согласно с этими ограничениями чаще, чем предполагается.

* Вариант этой статьи был представлен на 5-й Всемирной Конференции по проблемам влияния курения на здоровье, состоявшейся в г. Виннипеге, Канада, 10—15 июля 1983 г.; данный вариант статьи включен в этот сборник с разрешения организаторов указанной конференции — Канадского Совета по проблемам влияния курения на здоровье.