Норвежский опыт

Хотя существуют трудности, касающиеся представления так называемых доказательств, некоторые сведения о раннем эффекте можно почерпнуть из опыта тех стран, в которых уже приняты соответствующие законодательные акты. В моей собственной стране, Норвегии, был принят в 1975 г. Табачный закон [National Council on Smoking and Health, 1975; Bjartveit, 1977; Bjartveit et al., 1981], включающий, ко всему прочему, полный запрет на рекламирование (также и на косвенное рекламирование) табачных изделий и обязательное помещение предостережения о вреде курения для здоровья на каждой пачке сигаретВ дополнение к этому, за период с 1980 по 1982 г., у нас три раза повышались цены на сигареты (из-за повышения налога на их продажу) на 29, 22 и 10% соответственно.

Поскольку ожидается, что правительственная программа должна оказать свое действие главным образом на лиц молодого возраста, тенденции в изменении распространенности курения среди них представляют особый интерес. Начиная с 1957 г., изучение этой проблемы в национальном масштабе среди школьников проводилось 4 раза (рис. 66). Увеличение распространенности курения среди школьников отмечалось до 1975 г., причем среди девочек-школьниц в этот период эти показатели возрастали столь быстрыми и вызывающими тревогу темпами, что достигли в 1975 г. уровня (или даже превосходила его) среди мальчиков во всех возрастных группах. В 1980 г. показатели распространенности курения среди школьников обоего пола были уже более низкими, и особенно среди девочек, у которых во всех возрастных группах они стали ниже, чем у мальчиков. Поскольку эти исследования проводились через длительные и нерегулярные промежутки времени, нельзя сказать с уверенностью, что пиковое значение распространенности курения приходилось именно на 1975 г. (оно могло быть даже выше), но, без сомнения, высший уровень этого показателя был достигнут в 1970-х годах; отмеченное же в 1980 г. его снижение внушает большие надежды.


Рис. 66. Процент регулярно курящих школьников разных возрастов обоего пола в Норвегии в 1957, 1963, 1975 и 1980 гг.

Мальчики — сплошная линия; девочки — пунктирная линия. В 1957 и 1963 гг. было проведено исследование в норвежских школах. Число опрошенных в отдельных группах каждого возраста и пола находилось в диапазоне 812—1245 в 1957 г. и 440—605 в 1963 г. (Nilsen, 1959, 1963). 4 ноября 1975 и 1980 гг. всем норвежским школьникам, обучающимся в 7, 8 и 9-м классах (возраст 13, 14 и 15 лет) были предложены анкеты с вопросами об их курительных привычках. Были получены представительные данные, сгруппированные для проведения анализа в соответствующие контингенты лиц разных возрастов и пола. Число школьников в каждой возрастной группе (отдельно для мальчиков и девочек) колебалось в диапазоне 790—957. (National Council on Smoking and Health, неопубликованные данные).

Цифры, отражающие изменение объема торговли сигаретами в разные годы, говорят в пользу развития новой тенденции, возникшей после принятия парламентом решения о введении правительственной программы (рис. 67). До 1970 г. происходило увеличение количества потребляемого табака в расчете на душу населения, т. е. до того года, в котором парламент обсудил эту проблему и одобрил государственную программу борьбы с причиняющим вред здоровью курением, включившую в себя законодательные меры. С этого времени количество потребляемого табака в расчете на душу населения колебалось вокруг одного и того же уровня, а на протяжении нескольких последних лет отмечается тенденция к его снижению. Хотя какую-то долю этого результата можно отнести на счет увеличения закупок табачных изделий за границей, не приходится сомневаться в том, что уменьшение потребления табака действительно произошло.


Рис. 67. Приходящееся на одного взрослого (возраст 15 лет и старше) число сигарет фабричного производства и курительного табака в Норвегии в период 1950/1951 —1982/1983 гг.

Пунктирная линия является продолжением кривой регрессии, полученной для периода 1950/1951 —1969/1970 гг. Стрелки указывают на точки, соответствующие времени одобрения парламентом государственной программы контроля (1); времени введения табачного закона в действие (2) и датам троекратного повышения иен, обусловленного повышением налога на продажу табачных изделий (3). (Данные о количестве проданных табачных изделий взяты из Reports from the Directorate of Customs ami Excisc Oslo, а данные о численности населения — из Reports from the Central Bureau of Statistics, Oslo, неопубликованные данные).

Самым важным признаком является все же характер протекания продолженной кривой регрессии, полученной для характеристики потребления табачных изделий в период с 1950 по 1970 г. Если бы тенденция к повышению, отмечавшаяся в 1950 и 1960-е годы, сохранилась в 1970 и 1980-е годы, то мы отмечали бы в настоящее время количество употребляемых табачных изделий в расчете на душу населения приблизительно на 30% выше, чем имеем на самом деле. С моей точки зрения, заштрихованный участок на рис. 67 характеризует то, чего нам удалось добиться в последние годы.

Некоторые могут сказать, что все дело в том, что просто потребление табака в Норвегии достигло в 1970-е годы своего предельного уровня. Однако цифры, характеризующие потребление табака в этой стране, значительно ниже соответствующего уровня, достигнутого в Великобритании (рис. 68), а норвежцы в этом отношении уж не столь сильно отличаются от британцев. Существующий в настоящее время уровень потребления табака в расчете на душу населения в Норвегии соответствует тому, который был характерен для Великобритании более 30 лет назад. Связанные с курением показатели смертности у нас также ниже соответствующих показателей в Великобритании (рис. 69): среди мужчин в возрасте 60— 69 лет смертность от рака легкого в Великобритании более чем в 3 раза превышает соответствующие показатели в Норвегии. И в этом отношении наши цифры соответствуют тем, которые были характерны для Великобритании 30 лет тому назад.


Рис. 68. Потребление одним человеком в возрасте 15 лет и старше сигарет фабричного производства и курительного табака (в граммах) в Великобритании (1) и Норвегии (2) в период 1931/1934/1935—1978/1979/1980 гг. (Данные для Великобритании взяты из работы Lec, 1969, и из личных сообщений; для Норвегии — как и указанные в подписи к рис. 67).


Рис. 69. Показатели смертности от рака легкого среди мужчин в возрасте 60—69 лет в Англии и Уэльсе (1) ив Норвегии (2) в период 1931 (среднее за 1931 — 1935 гг.) — 1979 гг. (МКБ 8-го пересмотра: 162, и соответствующие коды в предыдущих пересмотрах) (Данные для Англии и Уэльса взяты из General Register Office, 1974; Office of Population Censuses and Surveys, 1978, а для Норвегии — из ежегодных докладов Central Bureau of Statistics, Oslo, неопубликованные данные).

Что это означает? Это означает, что, поскольку тенденция к увеличению потребления табака в настоящее время приостановлена (благодаря чему удалось избежать его роста до уровня достигнутого в других странах, имеющих более длительную историю широкого распространения курения), нам, без сомнения, удалось предотвратить много человеческих страданий.

* Можно отметить, что в Норвегии степень содействия продаже табака, измеряемая по произведенным с этой целью затратам, была умеренной по сравнению, например, с Великобританией и США. В 1974 г., т. е. за год до введения в действие Табачного закона в Норвегии на рекламу (объявления в журналах, газетах, киноролики, фабричные буклеты и уличные плакаты), была затрачена сумма, эквивалентная приблизительно 2,75 млн американских долларов (по курсу 1974 г.) [Central Bureau of Statistics, 1974]. Цифры затрат на приблизительно соответствующие категории рекламы с целью содействия продаже табачных изделий составляли в Великобритании 55,89 млн американских долларов [Aaro, Brekke, 1984], а в США — 241,1 млн американских долларов [Bjartveit, 1980], причем эти расходы в США относятся к 20 самым популярным маркам сигарет, обеспечивающим 90% всех дивидендов от продажи табачных изделий. Затраты на рекламу в расчете на одного жителя страны составили: 0,69 американских долларов в Норвегии, 1,00 — в Великобритании и 1,14 —в США (по курсу 1974 г.). Следует также помнить, что большие суммы использовались и продолжают тратиться в Великобритании и США на другие виды содействия продаже сигарет, которые не применяли в Норвегии в 1974 г. (спонсорство в спорте, подарочные купоны и др.).