Оценка результатов воздействия законодательных мер

Каков результат воздействия законодательных мер, направленных против курения? Давайте разберем в качестве примера запрещение рекламирования сигарет. Поразительным является факт неуклонного возрастания интереса к этому вопросу наряду с увеличением спроса на получение соответствующих данных. Энтузиасты задают этот вопрос, очевидно, потому, что хотят иметь такие доказательства, которые могли бы убедить законодателей в своих странах в необходимости введения запрета на рекламирование табачных изделий. Представители табачной промышленности задают этот вопрос, очевидно, потому, что хотят получить такие доказательства, которые могли бы убедить законодателей в том, что запрет на рекламирование табачных изделий не дает желаемого результата. Чиновники задают этот вопрос потому, что стремятся заручиться твердой основой для действий, или же, возможно, некоторые из них хотят получить предлог для того, чтобы отложить хлопоты по подготовке проектов законодательных актов. Политик задает этот вопрос, чтобы получить такие данные, которые могли бы убедить его коллег в парламенте голосовать за принятие того или иного решения.

Мне кажется, что необходимо несколько охладить горячую веру в непогрешимость методик, используемых для оценки эффекта запрета на рекламирование табачных изделий [Bjartveit, 1980], и вот по каким причинам:

1 — я думаю, что совершенно невозможно (в строгом научном смысле) количественно определить результаты запрета на рекламирование табачных изделий. Мне несколько боязно выступать здесь с таким утверждением, которое я в свое время сделал в Виннипеге на 5-й Всемирной конференции по проблемам влияния курения на здоровье. Оно было неверно истолковано и неправильно употреблялось, создавая впечатление, будто бы мое мнение заключается в том, что запрет на рекламирование табачных изделий вообще не дает никакого эффекта. Тем не менее моя точка зрения была и есть такова, что в данном случае нам приходится иметь дело не с контролируемым исследованием, при котором сравниваются две изолированных группы лиц, сходные по своей демографической, социальной и культурной структуре, а с такой методикой изучения курительных привычек по программам выявления влияния курения на здоровье, когда одна группа отличается от другой по признаку нахождения ее участников в сфере действия запрета на рекламирование или в сфере его отсутствия.

2 — законодательные меры являются частью всеобъемлющей программы, и мы хотим, чтобы это было именно так, однако невозможно взять один ее элемент и оценить его изолированное воздействие.

3 — законодательные меры могут иметь несколько ступе-«ей действенности: первая ступень — это кратковременное действие, обусловленное главным образом широкой гласностью, сопровождающей процесс объявления, обсуждения и принятия соответствующего законодательного акта. В этой связи нам следовало бы также приветствовать сопротивление принятию таких законодательных мер (поскольку оно будет обречено на неудачу), так как это может вызвать еще больший интерес населения к вопросу о последствиях курения для здоровья. Затем мы получим длительно действующий эффект, который особенно важен для детей и лиц молодого возраста, так как они будут расти в обстановке, свободной от рекламы, прославляющей курение как ключ к успеху, самоутверждению и зрелости. Этот длительно действующий эффект является весьма важным, но это означает, что должно пройти несколько десятилетий, прежде чем новые тенденции в отношении к курению среди ряда поколений молодых людей смогут оказать существенное влияние на снижение общего числа употребляемых сигарет в расчете на одного человека.

4 — нам никогда не следует принимать вызов деятелей табачной промышленности (а также политиков и государственных чиновников), состоящий в том, что мы, якобы, должны сначала доказать эффективность запрета на рекламирование табачных изделий и курения прежде чем можно будет решать этот вопрос. С моей точки зрения, тяжесть доказательства лежит на деятелях табачной промышленности: они должны доказать, что расходуемые во всем мире на рекламирование и содействие продаже табачных изделий 1,8 млрд. американских долларов и год * не оказывают никакого влияния на уровни потребления табачных изделий и на отношение к ним со стороны молодежи.

В настоящее время политики и государственные чиновники во многих странах занимают выжидательную позицию, заявляя: «Давайте подождем результатов, полученных в тех странах, которые уже приняли соответствующие законодательные акты». Из того, что было сказано выше, ясно, что им придется ждать много лет, прежде чем они смогут получить так называемые доказательства эффективности запрета на рекламирование табачных изделий и курения, а в результате этого может быть безвозвратно утрачено много выгод для здоровья людей.

* Эта цифра была приведена в 1979 г. (Wickstrom, 1980).