В результате проведенного в 1982 г. в Норвегии социологического исследования, охватывающего представительный контингент населения (2597) в возрасте 16—74 лет, оказалось, что значительная часть опрошенных высказалась за введение более или менее строгих ограничений в отношении курения в общественных местах (табл. 107): 86% — в комнатах ожидания авто-, аэро- и железнодорожных вокзалов; 95% — в комнатах ожидания больниц; 79%—в столовых и буфетах по месту работы; 69%—в служебных помещениях учреждений; 49% —в ресторанах и кафе.
Место ограничения | Ограничительная мера, % | |||||
полный запрет | отдельные комнаты для курильщиков | зоны, где запрещено курение | общее число одобряющих ограничения | просьба к курильщикам не курить | курение без ограничений | |
Комнаты ожидания на авто-, аэро- и железнодорожных вокзалах | 16 | 49 | 21 | 86 | 8 | 6 |
Комнаты ожидания в больницах | 53 | 36 | 6 | 95 | 3 | 2 |
Столовые и буфеты по месту работы | 17 | 33 | 24 | 79 | 11 | 10 |
Служебные помещения в учреждениях | 37 | 23 | 9 | 69 | 22 | 9 |
Рестораны и кафе | 8 | 13 | 28 | 49 | 11 | 40 |
1 Опрашиваемым сообщалось: «Обсуждается вопрос о том, нужно или нет вводить какие-либо особые правила относительно курения в общественных местах и рабочих помещениях. Какие из этих мероприятий предпочли бы Вы?»
Из Norwegian Central Bureau of Statistics, неопубликованные данные. Ответы типа не «знаю» не учитывались (20—29%).
В результате проведенного в 1982 г. опроса представительного контингента населения Канады в возрасте 15 лет и старше (общее число опрошенных 2340 человек; ответы типа «не знаю» составляли 1—2% и не учитывались) оказалось: 90% хотели, чтобы в ресторанах, где имеются достаточно большие помещения для осуществления этого, были выделены зоны для некурящих, а 92% хотели иметь такие зоны в автобусах, поездах и самолетах.
По итогам проведенного в 1973 г. (до вступления в силу Норвежского закона, ограничивающего рекламу табачных изделий) опроса оказалось, что 81% взрослого населения Норвегии в возрасте 16—74 лет (общее число опрошенных 2313 человек: ответы типа «не знаю» составляли 18% и не учитывались) были настроены в пользу запрещения рекламы табака и обязательного наклеивания на пачки сигарет этикеток с предупреждением о вреде курения для здоровья [Central Bureau of Statistics, 1974].
В 1982 г. 46% канадцев высказали пожелание, чтобы было полностью прекращено рекламирование сигарет. Только 7% жителей не возражали даже против того, чтобы размах такого рекламирования возрос (табл. 108).
Отношение к рекламированию сигарет |
Число ответов, % |
Прекратить полностью | 46 |
Ограничить до более низкого уровня | 19 |
Сохранить современный уровень | 28 |
Разрешить превышение современного уровня | 7 |
По результатам проведенного в 1979 г. в Норвегии опроса оказалось, что 56% взрослого населения в возрасте 16—74 лет (общее число опрошенных 1511; ответы типа «не знаю» составляли 5,5% и не учитывались) поддерживают увеличение цен на сигареты в качестве способа воздействия на эту вредную привычку [Aaro, Brekke, 1984].