Отношение к законодательным мерам

В результате проведенного в 1982 г. в Норвегии социологического исследования, охватывающего представительный контингент населения (2597) в возрасте 16—74 лет, оказалось, что значительная часть опрошенных высказалась за введение более или менее строгих ограничений в отношении курения в общественных местах (табл. 107): 86% — в комнатах ожидания авто-, аэро- и железнодорожных вокзалов; 95% — в комнатах ожидания больниц; 79%—в столовых и буфетах по месту работы; 69%—в служебных помещениях учреждений; 49% —в ресторанах и кафе.

Таблица 107. Отношение к введению ограничений на курение в общественных местах 1
Место ограничения Ограничительная мера, %
полный запрет отдельные комнаты для курильщиков зоны, где запрещено курение общее число одобряющих ограничения просьба к курильщикам не курить курение без ограничений
Комнаты ожидания на авто-, аэро- и железнодорожных вокзалах 16 49 21 86 8 6
Комнаты ожидания в больницах 53 36 6 95 3 2
Столовые и буфеты по месту работы 17 33 24 79 11 10
Служебные помещения в учреждениях 37 23 9 69 22 9
Рестораны и кафе 8 13 28 49 11 40

1 Опрашиваемым сообщалось: «Обсуждается вопрос о том, нужно или нет вводить какие-либо особые правила относительно курения в общественных местах и рабочих помещениях. Какие из этих мероприятий предпочли бы Вы?»
Из Norwegian Central Bureau of Statistics, неопубликованные данные. Ответы типа не «знаю» не учитывались (20—29%).

В результате проведенного в 1982 г. опроса представительного контингента населения Канады в возрасте 15 лет и старше (общее число опрошенных 2340 человек; ответы типа «не знаю» составляли 1—2% и не учитывались) оказалось: 90% хотели, чтобы в ресторанах, где имеются достаточно большие помещения для осуществления этого, были выделены зоны для некурящих, а 92% хотели иметь такие зоны в автобусах, поездах и самолетах.

По итогам проведенного в 1973 г. (до вступления в силу Норвежского закона, ограничивающего рекламу табачных изделий) опроса оказалось, что 81% взрослого населения Норвегии в возрасте 16—74 лет (общее число опрошенных 2313 человек: ответы типа «не знаю» составляли 18% и не учитывались) были настроены в пользу запрещения рекламы табака и обязательного наклеивания на пачки сигарет этикеток с предупреждением о вреде курения для здоровья [Central Bureau of Statistics, 1974].

В 1982 г. 46% канадцев высказали пожелание, чтобы было полностью прекращено рекламирование сигарет. Только 7% жителей не возражали даже против того, чтобы размах такого рекламирования возрос (табл. 108).

Таблица 108. Отношение к рекламированию сигарет среди представительного контингента населения Канады по результатам проведенного в 1982 г. опроса 1

Отношение к рекламированию сигарет

Число ответов, %
Прекратить полностью 46
Ограничить до более низкого уровня 19
Сохранить современный уровень 28
Разрешить превышение современного уровня 7
1 Из Canadian Gallup Poll Ltd., 1982. Ответы типа «не знаю» не учитывались (5%).

По результатам проведенного в 1979 г. в Норвегии опроса оказалось, что 56% взрослого населения в возрасте 16—74 лет (общее число опрошенных 1511; ответы типа «не знаю» составляли 5,5% и не учитывались) поддерживают увеличение цен на сигареты в качестве способа воздействия на эту вредную привычку [Aaro, Brekke, 1984].