Тенденции в изменении общего объема продажи сигарет

В то время как табак использовался для курения трубки и жевания в течение примерно 500 лет в Европе (и еще дольше в других частях света), привычка к курению сигарет возникла сравнительно недавно, после изобретения машин для их изготовления в конце XIX в. Имея от роду всего лишь около 100 лет, сигарета с огромным успехом распространилась по всему свету, и широкое производство этих изделий в настоящее время приближается к 5·1012 штук в год, как сообщалось Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных наций (ФАО) в 1982 г. * В то время как общая картина столетней истории существования сигареты характеризуется непрерывным увеличением выпуска этих изделий, в последние десятилетия наметилось определенное замедление этого процесса: в течение некоторого времени отмечается лишь небольшой прирост годичного производства. В то же время общемировая картина довольно разнородна. Это видно из табл. 45, где представлены данные об изменениях количества проданных сигарет, опубликованные Maxwell (1981, 1984а).

Таблица 45. Среднегодовое изменение количества проданных сигарет за последний трехлетний период, на который имеются данные

Развитая страна Процент изменения Развивающаяся страна Процент изменения
США —2,5 Бразилия —2,3
Канада —2,8 Эквадор 0.0
Великобритания —3,8 Заир +6,8
ФРГ —6,8 Танзания —5,2
Венгрия +0,8 Пакистан + 1,1
Италия +0,5 Бангладеш +5,5
Япония +0,8 Малайзия —4,8

Приведенные для каждой страны в табл. 45 цифры показывают среднегодовое изменение в количестве проданных сигарет за трехлетний период, в большинстве случаев в 1981 — 1983 гг. Из-за неполноты имеющихся данных оказалось невозможным провести сравнение за один и тот же период для всех стран, поэтому в некоторых случаях в качестве фактического отрезка времени взят предшествующий трехлетний период. В левом столбце табл. 45 приведены некоторые развитые страны: скорость роста количества проданных сигарет в них отрицательная или слабоположительная. В правом столбце таблицы представлены некоторые развивающиеся страны: здесь картина получилась еще более разнородной, и в некоторых странах происходит очень значительное увеличение потребления сигарет. Важно отметить, что данные такого рода вариабельны. Особенно это относится к очень бедным странам: там цифры изменяются довольно значительно от одного отрезка времени к другому. Однако табл. 45 дает представление об общей картине наблюдающихся довольно больших различий между отдельными странами в рамках умеренного суммарного роста продажи сигарет, происходящего главным образом за счет развивающихся стран.

* Food and Agriculture Organization of the United Nations (1982). The Economic Significance of Tobacco [FAO unpublished document ESC: MISC 82/1], Rome.