Гипертоническая болезнь

Страницы: 1 2 3 4

При лечении гипертонической болезни большое внимание следует обратить на организацию труда и отдыха, применять диету со снижением в пище поваренной соли. Современные медикаменты (гипотензивные препараты) хорошо снижают АД и должны использоваться длительное время. В комплексное лечение должны входить занятия лечебной физической культурой и рациональная регламентация двигательного режима.

Лечебное действие физических упражнений при гипертонической болезни обусловлено их благоприятным тонизирующим влиянием на ЦНС. Повышение тонуса ЦНС стимулирует и нормализует моторно-сосудистые рефлексы. Систематические тренировки повышают тонус парасимпатической системы и улучшают гуморальную регуляцию АД.

Задачами лечебной физической культуры при гипертонической болезни являются: общее укрепление организма, улучшение деятельности ЦНС, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем, психоэмоционального состояния и обмена веществ, нормализация нарушенной регуляции АД и функций вестибулярного аппарата, повышение адаптации к физическим нагрузкам.

Методика лечебной физической культуры зависит от стадии болезни, преобладания тех или иных ее проявлений и общего состояния больного. К занятиям следует приступать сразу же после установления диагноза, а для профилактики заболевания — при выявлении предгипертонического состояния. Заниматься следует постоянно, не ограничиваясь каким-либо курсом. После окончания курса лечебной физической культуры в больнице или санатории занятия должны быть продолжены в поликлинике, а затем самостоятельно.

Общими особенностями методики лечебной физической культуры для всех стадий болезни является сочетание общеразвивающих и специальных упражнений. Используются общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп, в том числе и для мелких мышц в дистальных отделах конечностей. Специальные упражнения в произвольном расслаблении мышц, дыхательные упражнения, а также упражнения для вестибулярного аппарата дают более выраженный эффект в снижении АД и нормализации нарушенной вестибулярной функции.

Выполнение упражнений также имеет характерные особенности. Упражнения должны выполняться с полной амплитудой, свободно, без напряжений, задержки дыхания и натуживания. В начале курса ограничивается число упражнений с переменой положения туловища. Нагрузка рассеивается и чередуется, т. е. физические упражнения применяются поочередно для различных мышц, после трудных упражнений используются более легкие.

В начале курса лечения необходимо обращать внимание на обучение занимающихся умению произвольно расслаблять мышцы. Обучение следует начинать с получения представления о расслаблении мышц. Это достигается сравнением ощущений сначала напряжения, а затем расслабления мышц; в дальнейшем активно вызывать расслабление мышц можно за счет ощущения тяжести в конечности; и наконец, надо выполнять движения (махи, покачивания) расслабленными конечностями. Упражнения в расслаблении мышц способствуют снятию возбуждения сосудодвигательного центра, снижению тонуса скелетных мышц и сосудов, что приводит к понижению АД.

Дыхательные упражнения выполняются с удлинением выдоха. Чтобы лучше их усвоить, вначале следует обучать больного диафрагмальному и диафрагмально-грудному дыханию, затем сочетать дыхание с различными движениями.