Средства и формы физического воспитания в специальных медицинских группах

Страницы: 1 2 3

Основой методики занятий при сердечно-сосудистых заболеваниях является применение физических упражнений с постоянно возрастающей нагрузкой на сердечно-сосудистую систему (в соответствии с уровнем функциональной подготовленности занимающихся, степенью адаптации к физическим нагрузкам).

Общие положения методики занятий в специальных медицинских группах при заболевании сердечно-сосудистой системы:

1) в групповом занятии необходимо осуществлять индивидуальный подход с учетом функциональной подготовленности занимающихся;
2) при обучении физическим упражнениям должен соблюдаться принцип от простого к сложному;
3) физические упражнения должны быть просты и доступны каждому занимающемуся;
4) упражнения в подготовительной части занятия должны соответствовать решению задач основной части;
5) в занятия необходимо включать дыхательные упражнения статического и динамического характера;
6) кривая физиологической нагрузки должна постепенно повышаться в основной части занятия и снижаться до исходной или близкой к ней величины в заключительной части;
7) занятия должны проводиться систематически.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы физическая нагрузка вначале дается на мелкие и средние группы мышц в целях улучшения периферического кровообращения, затем на более крупные — для тренировки сердечной мышцы. Наиболее эффективны в этом отношении упражнения на выносливость (ходьба, бег, плавание, лыжи и т. п.), выполняемые без чрезмерного напряжения, с постепенным увеличением нагрузок.

Необходимо тщательно следить за реакцией сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. В первые месяцы занятий возможно учащение пульса до 95—105 уд/мин, затем, по мере адаптации сердца к нагрузке — до 130—140 уд/мин (для учащихся 5—7-х классов) и до 140—150 уд/мин (для учащихся старших классов). После выполнения более интенсивных упражнений необходимы паузы отдыха.

Учащимся с юношеской гипертонией противопоказаны резкие наклоны головы, резкие изменения положения тела, упражнения с натуживанием, задержкой дыхания, висы вниз головой, кувырки. Для постепенной тренировки функции вестибулярного аппарата в занятия следует включать упражнения на равновесие и на координацию движений, а для снижения повышенного тонуса артериальных сосудов — упражнения на расслабление и дыхательные упражнения.

При заболеваниях органов дыхания физическая культура должна быть направлена прежде всего на укрепление организма, повышение его сопротивляемости к неблагоприятным факторам, закаливание. В этой связи занятия по возможности следует проводить на открытом воздухе. В них рекомендуется включать ходьбу, дозированный бег, элементы спортивных игр.

Одной из основных задач физического воспитания ослабленных учащихся является обучение их правильному дыханию. В процессе обучения используют различные типы дыхания: грудное, брюшное и смешанное, так как в зависимости от положения тела или применяемого упражнения рациональным может оказаться тот или другой тип дыхания.

Важной задачей физического воспитания в группах с заболеваниями органов дыхания является формирование правильной осанки, а при необходимости — коррекция ее нарушений.

Для учащихся, имеющих нарушение осанки, в занятия необходимо включать упражнения для мышц пояса верхних конечностей, спины и живота, способствующие образованию естественного мышечного корсета, удерживающего тело в правильном положении.

Учебная работа в школе, техникуме, вузе, а также домашняя работа нередко предъявляют высокие требования к статической выносливости мышц туловища. Длительные однообразные позы, неравномерная нагрузка на правую и левую стороны туловища вызывают утомление мышц и отрицательно сказываются на осанке, особенно у ослабленных учащихся. Снижение силы мышц вследствие длительного сидения и общей гипокинезии может привести к развитию плоскостопия.