Средства и формы физического воспитания в специальных медицинских группах

Страницы: 1 2 3

Методика занятий при ожирении должна быть направлена на улучшение деятельности органов кровообращения, дыхательной системы, укрепление опорно-двигательного аппарата, повышение общей работоспособности, снижение веса и т. д.

При экзогенном типе ожирения занятия должны быть длительными, в них должны использоваться нагрузки на большие группы мышц, на развитие и укрепление брюшного пресса. Упражнения следует выполнять интенсивно и с большой амплитудой. Большое место необходимо отводить специальным дыхательным упражнениям.

При эндогенном типе ожирения методика занятий иная: снижается общая нагрузка, физические упражнения выполняются при участии средних групп мышц, в среднем темпе.

Если нарушена деятельность сердечно-сосудистой системы, то методика выполнения физических упражнений должна соответствовать применяемой при сердечно-сосудистых заболеваниях, но при этом необходимо учитывать степень и тип ожирения.

При заболеваниях суставов и периферической нервной системы используются преимущественно упражнения, направленные на увеличение подвижности в суставах, укрепление мышечной системы и нервно-мышечного аппарата. Учащимся с функциональными заболеваниями нервной системы рекомендуются упражнения на внимание и координацию движений, игры в чередовании с упражнениями на расслабление и дыхательными упражнениями.

Кроме основной формы занятий — урока — в специальных медицинских группах проводятся вводная гимнастика, физкультурные паузы. Эти формы занятий обеспечивают решение одной из основных задач физического воспитания учащихся — повышение физической и умственной работоспособности.

Основное значение вводной гимнастики заключается в улучшении адаптации организма к условиям предстоящей деятельности в течение дня. С этой целью применяют комплекс физических упражнений, включающий 8—12 упражнений. Число повторений каждого упражнения — 6—8 раз. Длительность вводной гимнастики—15—20 мин. В нее входят физические упражнения для всех мышечных групп и дыхательные упражнения. Под влиянием вводной гимнастики улучшается деятельность органов кровообращения и дыхания, зрительного и слухового анализаторов, облегчается процесс переработки информации, улучшается самочувствие, появляется ощущение бодрости.

Основная задача физкультурных пауз — обеспечить активный отдых организма в процессе учебной деятельности. Физкультурные паузы включают 8—10 упражнений  (число повторении каждого упражнения — 6—8 раз). Общая длительность физкультурной паузы—10—15 мин. В нее включают упражнения для различных групп мышц. Под влиянием физкультурных пауз удается снять напряжение в деятельности тех систем, которые ослаблены у учащихся специальных медицинских групп,— систем кровообращения и дыхания. Активный отдых в форме физкультурной паузы способствует улучшению работы сосудов мозга, повышению внимания, сосредоточенности и умственной работоспособности, нормализации двигательного режима учащихся с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, особенно нуждаются в систематическом закаливании организма. Оздоровительное влияние физических упражнений существенно повышается, если их сочетать с закаливанием. С этой целью занятия физическими упражнениями проводятся в облегченной одежде, с соблюдением температурных норм и соответствующей моторной плотности урока, с использованием подвижных игр и элементов спорта на открытом воздухе.