Средства и формы физического воспитания в специальных медицинских группах

Страницы: 1 2 3

Средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения, а также естественные факторы природы и рациональный, гигиенически обоснованный режим, обеспечивающий оздоровительное влияние на организм, исключающий формирование вредных привычек. Основным средством являются физические упражнения.

В занятиях применяют физические упражнения, которые вызывают допустимые, соответствующие функциональным возможностям организма реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Степень нагрузки строго контролируют и регулируют. В начальном периоде занятий используют упражнения малой интенсивности, увеличивающие ЧСС на 25—30% от исходного уровня. Впоследствии включают дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40—45%, а также упражнения большой интенсивности (при достаточной адаптации организма к физическим нагрузкам), повышающие ЧСС на 70—80%. Субмаксимальные и максимальные физические нагрузки в занятиях с учащимися специальных медицинских групп не применяют.

Основой тренировочного процесса является использование упражнений на выносливость, оказывающих наиболее благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения на силу и быстроту включают в занятия вначале осторожно, а затем, по мере адаптации занимающихся к физическим нагрузкам, приступают к тренировке и этих качеств.

Полезны физические упражнения с предметами (гимнастические палки, мячи, булавы и т. п.), так как они повышают эмоциональную насыщенность занятий, делают их более интересными.

В занятиях используют дозированный бег. Вначале его применяют в виде легких пробежек в медленном темпе, а затем постепенно повышают нагрузку за счет увеличения длины преодолеваемой дистанции (но не за счет ускорения бега). Такой методический прием способствует воспитанию выносливости и не позволяет перейти границу, отделяющую аэробные нагрузки от анаэробных. При первых признаках усталости следует перевести занимающихся на ходьбу.

Особенностью занятий в специальных медицинских группах является большое число специальных упражнений, направленно влияющих на отдельные ослабленные системы организма.

В занятиях со специальными медицинскими группами применяют упражнения из разных видов спорта. Преимущество этих упражнений состоит в их прикладном значении.

В занятия включаются упражнения на гимнастических снарядах (смешанные висы на низкой перекладине, на кольцах), танцевальные упражнения, прыжки в длину и высоту с короткого разбега, ходьба на лыжах по слабопересеченной местности до 1— 1,5 км, элементы спортивных игр. Затем гимнастические упражнения усложняются, шире используются элементы спортивных игр, дистанция передвижения на лыжах по среднепересеченной местности удлиняется до 2—3 км, вводится метание мячей и гранат весом 250—500 г, толкание набивного мяча весом 2—3 кг.

В специальных медицинских группах рекомендуется проводить уроки смешанного типа, так как разнообразие используемых средств и своевременное их чередование повышают интерес к занятиям, придают им эмоциональную окраску и предупреждают появление утомления. Используя различные методы выполнения упражнений (групповой, поточный и круговой), постепенно повышают плотность занятий до 50—70%.

Схема урока не отличается от общепринятой, он состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Содержание же и продолжительность частей урока имеют некоторые особенности: вводная часть длится до 20 мин и состоит главным образом из общеразвивающих упражнений, выполняемых в среднем и медленном темпе; в основной части проводится обучение лишь одному виду движения, широко используются подвижные  игры средней интенсивности или элементы спортивных игр, применяются также специальные упражнения, характер которых зависит от заболевания; заключительная часть длится около 5—7 мин и содержит медленную ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на воспитание правильной осанки, на расслабление мышц и на внимание.