Артефакт (от лат. ars, artis — искусство, factum — сделанное) — это 1) в гистологической технике — искусственные структуры, обнаруживаемые в гистологическом препарате при микроскопировании; 2) в рентгенодиагностике — посторонние тени на рентгенограммах, возникшие в результате технических погрешностей.
Гистологические артефакты чаще всего образуются под действием фиксирующих жидкостей, вызывающих коагуляцию и выпадение в осадок коллоидов цитоплазмы и ядра клеток, а иногда их растворение и изменение формы. Артефакты могут возникать при заливке, резке, окраске и заключении препаратов. Артефакты легко образуются при суправитальном микроскопировании тканей под влиянием измененного состава среды, температуры, механического давления и других факторов. Особенно важно выявлять артефакты в ультратонких срезах при электронной микроскопии. Сложность изготовления ультратонких срезов, исследование их в условиях вакуума и бомбардировки электронами создают предпосылки к возникновению артефактов.
Артефакты при гистохимических исследованиях связаны с посмертной диффузией выявляемого вещества в структуры, в действительности его не содержащие. В гистоауторадиографии артефакты большей частью зависят от условий экспонирования и обработки фотоэмульсии, совмещенной с гистологическим срезом.
Рентгенографические артефакты могут быть систематизированы прежде всего как светлые участки на рентгенограмме и участки более интенсивного почернения по сравнению с их окружением. Морфологически они представляются очаговыми, линейными, полосчатыми, кольцевидными, диффузными тенями и тенями неопределенной формы. Некоторые артефакты, явно случайного происхождения (например, царапины), снижая качество рентгенограмм, существенно не мешают диагностическому их использованию. Гораздо большее значение имеют те артефакты, которые по виду сходны с проявлениями ряда патологических процессов и могут поэтому оказаться источником диагностических ошибок.
Некоторые артефакты возникают уже в процессе фабричного производства пленок. Они в большинстве случаев легко распознаются даже неспециалистами. Возникновение посторонних теней возможно также из-за неправильного хранения рентгеновских пленок (например, в условиях повышенной влажности или в сфере действия проникающего излучения), небрежного обращения с ними. При этом могут появиться так называемая фрикционная вуаль, т. е. почернение пленки при ее проявлении в местах механического воздействия на светочувствительную эмульсию, или общее вуалирование пленки под действием проникающего излучения или дневного и искусственного света, что на рентгенограмме не всегда может быть легко учтено.
Наиболее важными в диагностическом отношении являются дефекты на снимках, получающиеся в процессе самой рентгенографии и при фотографической обработке пленок: посторонние тени, например от одежды, повязок, волос на голове, свернутых в пучок или сплетенных в косу, некоторых медикаментозных веществ и пр.
К артефактам следует отнести и общее или частичное засвечивание пленок, являющееся нередко следствием недостаточной неактиничности фотолабораторных фонарей и неисправности кассет, пропускающих свет. При обычной рентгеновской съемке с усиливающими экранами имеющиеся на некоторых экранах дефекты передаются на рентгенограммах тенями, сходными с металлическими осколками (что особенно важно учитывать в офтальмологической практике), с конкрементами, с различными структурными изменениями субстрата (например, при переломах костей) и т. д. Иногда посторонние тени появляются при погрешностях проявления, фиксирования и сушки пленок, создавая сходство с деструктивными очагами, очагами уплотнения в костном веществе или с линией перелома. Некоторые артефакты сходны с картинами обызвествления тканей. Приведенными примерами далеко не исчерпываются возможности образования посторонних теней на рентгенограммах. В то же время не должны быть приняты ошибочно за артефакты патологические тени.