Аудиология

Аудиология (от лат. audio — слышу и греч. logos — учение) — это учение о слухе. Развитию аудиологии способствовали достижения физиологической акустики, разработка объективных методов исследования слуха при помощи условных рефлексов, регистрации улитковых потенциалов и биотоков мозга, а также новые данные о структуре нервной ткани улитки, выявленные методами гистохимии и электронной микроскопии. Предмет клинического раздела аудиологии — изучение причин глухоты и тугоухости, разработка методов диагностики и мер профилактики. Большое место занимают вопросы влияния производственных факторов (шума, вибрации, токсических веществ) на слуховую функцию и меры профилактики слуховых расстройств.

В связи с развитием функциональной хирургии уха, целью которой является восстановление или улучшение слуха, в задачу аудиологии стало входить изучение вопроса о показаниях к слуховосстанавливающим операциям и об оценке их результатов. Успехи аудиологии в дифференциальной диагностике поражений слуховой функции являются результатом совершенствования тональной и речевой аудиометрии (см.) и особенно введения новых аудиометрических тестов, позволяющих составить представление о топике и характере патологического процесса.

Сложные задачи стоят перед аудиологией в борьбе с глухотой и тугоухостью у детей раннего возраста. Для исследования слуха у детей предложены новые объективные методы аудиометрии с выработкой условных рефлексов, а также электроэнцефалография. Нарушение слуха у детей создает большие трудности в овладении обычной речью. В связи с этим необходима разработка специальных методов обучения детей, раннего слухопротезирования и пр. Этими вопросами занимается отдельная область аудиологии — детская аудиология (педаудиология).