Медицина периода феодализма

Медицина в средние века (период феодализма, примерно с 5 века н. э.) носила резко различный характер в странах Востока (в основном в Азии) и Запада (в основном в Западной Европе). Это явилось следствием больших различий в экономике и общей культуре. Византия (с конца 4 до конца 5 века именовавшаяся Восточной Римской империей), позднее возникшие арабские халифаты, восточнославянские земли, Киевская Русь стояли в раннем средневековье на значительно более высоком уровне экономического и общекультурного развития, чем страны Западной Европы. В странах Востока в период феодализма нашло продолжение и развитие медицинское наследие античного мира. В Византийской империи возникли крупные больницы для гражданского населения, одновременно являвшиеся приютами-богадельнями; здесь же изготовлялись лекарства. Первые известные больницы этого рода возникли в 4 веке в Кесарии (Цезарее) и Севастии, в населенной тогда армянами Каппадокии (области Малой Азии). В связи со значительным распространением в средние века эпидемий больницы этого периода преимущественно обслуживали заразных больных (лазареты, изоляторы и др.).

В условиях господствующего положения церкви в средние века крупные больницы оказались в ее ведении и явились одним из средств дальнейшего упрочения влияния церкви.

Значительное развитие в средние века на Востоке медицина получила в феодальных мусульманских державах — халифатах. Основным языком общения между странами Востока, а также языком культурной и научной деятельности в них был арабский; отсюда неточные обозначения «арабская культура», «арабская наука», «арабская медицина» и др. Эта богатая культура творилась многими народами; арабы среди них занимали одно из первых мест. Широкая торговля как между халифатами, так и с другими отдаленными странами (Китай, Русь, страны Западной Европы и Африки), развитие горных промыслов, обработка руды способствовали успехам механики, химии, ботаники, географии, математики, астрономии.

На этой основе оказались возможными достижения практической медицины и медицинской науки. Развитие получили лекарствоведение, лечение заразных болезней, некоторые элементы гигиены. Виднейшим на Востоке врачом, оказавшим большое влияние на европейскую медицину, был Ибн-Сина (Авиценна, 980 — 1037), по происхождению согдиец (согдийцы — предки нынешних таджиков и узбеков). Расцвет деятельности Ибн-Сины относится к его пребыванию в начале 11 века в Хорезме. Выдающимся медицинским произведением Ибн-Сины является энциклопедический «Канон врачевания», охвативший все существовавшие тогда отрасли медицины. В частности, Ибн-Сина разработал вопросы диететики по возрастам, некоторые вопросы гигиены, значительно обогатил круг применяемых лекарств. Для лечения сифилиса он применял ртуть. Свободомыслие Ибн-Сины явилось причиной его преследований фанатиками ислама. «Канон» распространился не только на Востоке; на протяжении многих веков в латинском переводе он был одним из основных руководств изучения медицины в университетах Западной Европы.

С медициной стран Востока близко связана передовая медицина Закавказья. В Армении в первые века нашей эры возникли больницы со школами для врачей, разводились лекарственные растения. Врач М. Гераци (12—13 вв.) описал заразные болезни, малярию. В Грузии существовали научные центры, где изучалась медицина. Выдающееся место принадлежит академии в Галати  (близ Кутаиси), основанной в начале 12 века Руководитель ее И. Петрици имел ряд учеников-врачей. Сохранились рукописные трактаты по медицине, составленные грузинскими врачами [Кананели (11 век) и др.]. Больницы,  школы для врачей, лечебники имелись также в Азербайджане.

В Древнерусском феодальном государстве, достигшем наибольшего могущества в 10—12 вв., наряду с немногочисленными очагами церковной медицины в монастырях (под влиянием Византии) продолжалось развитие древней эмпирической народной медицины, популярной среди населения. В самых ранних источниках, содержащих описание быта древних славян, отмечается распространенное пользование баней в оздоровительных целях и для лечения. Летописцами упоминается деятельность народных «лечцов», среди которых были и женщины. В городах (Новгород) имелись некоторые элементы благоустройства — деревянные и гончарные водопроводные (или водоотводные) трубы, мощеные улицы. Позднее летописи сообщают о мероприятиях против распространенных эпидемий: захоронение мертвых за пределами городов, запрещение общения с «заморными местами», заставы с кострами во время эпидемий, «запирание улиц» (т. е. изоляция очагов) и кормление в складчину изолированных и др. Мероприятия эти нашли дальнейшее развитие в Московском государстве после освобождения от татаро-монгольского ига и преодоления удельной раздробленности. Распространенные лечебники содержали ряд рациональных наставлений по лечению болезней и бытовой гигиене, травники (зельники) — описание лекарственных растений. Те и другие отражали опыт народной эмпирической медицины и опыт русских лекарей-профессионалов. Встречались, особенно среди лечебников, также переводы, иногда со ссылками на классическую литературу (Гиппократа, Галена и др.). Отмечается специализация народных лекарей: «костоправы», «очные» лекари, «кильные» (по грыже), «камнесеченцы», «камчужные» (по лечению ломоты, ревматизма), «чечуйные» (по геморрою), «чепучинные» (по венерическим болезням), бабки-повитухи, бабки-целительницы детей и др.

В отличие от стран Востока, средневековая медицина в Западной Европе в связи с господством церковной (католической) схоластики характеризовалась замедленным развитием и значительно меньшими успехами. В 12—14 вв. возникли первые небольшие университеты в Париже, Болонье, Монпелье, Падуе, Оксфорде, Праге, Кракове и др. Корпорации ученых и студентов мало чем отличались от цехов ремесленников. Главную роль в университетах играли богословские факультеты, общий строй жизни в них был подобен церковному. В области медицины основной задачей считалось изучение и комментирование Галена, его учения о потусторонней пневме и силах, о целенаправленности процессов в организме (галенизм). Вскрытия допускались лишь в виде исключения. Фармация была тесно связана с алхимией, тщетно искавшей «жизненный эликсир», «философский камень» и др. Лишь три университета Западной Европы с практическим направлением обучения относительно меньше испытывали влияние церковной схоластики — Салернский (близ Неаполя), Падуанский (близ Венеции), Монпелье (Франция).

В двух областях медицины, несмотря на затруднения, связанные с господством схоластики, был накоплен в средние века значительный материал — по инфекционным болезням и хирургии. Многочисленные эпидемии средних веков вызывали необходимость мероприятий против них. Особенно тяжелой была смешанная эпидемия 14 века, известная под названием «черная смерть» (чума, оспа, тифы и др.), когда в Европе погибло до четверти населения, а в ряде крупных городов в живых остался лишь каждый десятый. К 14 веку относится возникновение изоляторов, карантинов в крупных портах, учреждение в больших городах должностей городских врачей («физиков»), издание правил — «регламентов» по предотвращению заноса и распространения заразных болезней.

Накопление знаний в области хирургии связано с многочисленными войнами той эпохи. В средние века хирурги в Европе были отделены от ученых докторов и составляли особое, низшее сословие. Среди хирургов различались разные категории: собственно хирурги разных разрядов, камнесеченцы, костоправы, цирюльники. Низшую ступень в цехе хирургов занимали банщики и мозольные операторы. В отдельных университетах в связи с настоятельной необходимостью были и ученые хирурги (в Болонском ун-те, в Монпелье и др.). Приобретая большой опыт, особенно во время войн, хирургия обогащалась и перерастала в науку. В отличие от внутренней медицины, она не была отягощена влиянием церковной схоластики и галенизма.

К концу средневековья общественное развитие в Европе вызвало и крупные изменения в медицине. Постепенное ослабление феодальных отношений, вызревание и нарастание новых, более передовых капиталистических отношений привели к формированию из ремесленников и торговцев нового класса — буржуазии и быстрому его росту. В результате укрепления ремесел и их объединения стали создаваться мануфактуры, сначала в Северной Италии, затем в Голландии, позднее — в Англии и др. Поиски новых рынков для сбыта товаров явились причиной далеких путешествий. Они привели в конце 15 в. к крупным географическим открытиям Колумба, Магеллана, Васко да Гамы и др. Включились в мировой оборот изолированные до того обширные территории с местными лечебными средствами, традициями эмпирической народной и профессиональной медицины (Южная и Центральная Америка и др.).

Новый класс, стремившийся овладеть материальными богатствами, нуждался в развитии новых отраслей знаний (в первую очередь механики, химии) для кораблестроения, горного дела и многих отраслей нарождавшейся промышленности. С этим связано также развитие математики, астрономии и других наук.

Большое положительное влияние на развитие культуры европейских стран в этот период имела культура средневекового Востока (так называемая арабская) и возрожденное наследие античности: отсюда термин «эпоха Возрождения», «Ренессанс».

В противоположность умозрительной и догматической церковной схоластике средневековья, получили развитие знания, основанные на наблюдении природы, на опыте. Если в средние века анатомия в западноевропейских странах была в пренебрежении и часто преследовалась, то широко распространенный интерес к анатомии стал характерной чертой эпохи Возрождения. «Теория врача есть опыт»,— учил Парацельс (1493—1541), химик и разносторонний врач (Швейцария). Крупнейшим анатомом эпохи Возрождения был падуанский ученый А. Везалий (1514—1564). На основе многочисленных вскрытий он опроверг ряд ложных укоренившихся представлений о строении тела. Труд Везалия «О строении человеческого тела» (1543) положил начало новой анатомии.

Такую же роль в физиологии, развившейся вслед за анатомией, сыграл труд англичанина В. Гарвея (1578—1657) «О движении сердца и крови у животных» (1628). Гарвей — также ученик Падуанской школы — доказал кровообращение, применив исчисления, методы эксперимента и вивисекции. Открытие кровообращения, как и книга Везалия, явилось ударом по пережиткам средневековья в медицине. В 16—17 веках делались также попытки изучения обмена веществ (С. Санторио).

Одновременно с анатомией и физиологией на основе наблюдений и опыта получила развитие хирургия, наиболее выдающимся представителем которой явился французский цирюльник А. Паре (1510—1590). Паре ввел в употребление (одновременно с Парацельсом и другими передовыми хирургами) рациональную перевязку ран, отказавшись от их прижигания, перевязку сосудов, что сделало возможным ампутации, изобретал ортопедические приборы, новые инструменты и операции.

Лечение внутренних болезней также приобрело новые черты на основе обогатившихся анатомо-физиологических знаний и клинического направления. Первые выдающиеся его представители — итальянские, позднее — голландские и английские врачи. Значительное распространение заразных болезней на протяжении средних веков и позднее привело к накоплению большого опыта, обобщением которого явился труд падуанского ученого Д. Фракасторо «О контагии, контагиозных болезнях и их лечении» (1546). Он же одним из первых описал в ряде произведений сифилис, широко распространенный в то время. В 17 веке значительно обогатил знания в области инфекционных болезней, особенно детских, мастер клинического наблюдения, «английский Гиппократ» — Т. Сиденгам (1624—1689). Крупнейшим клиницистом несколько позднее был голландский врач и химик Г. Бургав (1668— 1738), создавший крупную клиническую школу в Лейденском университете. У Бургава было много последователей и учеников во всех странах Европы.

Не только медики играли роль в развитии медицинских знаний. Выдающийся математик, физик и астроном Г. Галилей активно участвовал в конструировании первого термометра («термоскопа» — спиралевидно изогнутой градуированной стеклянной трубочки) и других приборов, получивших применение в медицине. Он явился наряду с голландцами (братья Янсен и др.) одним из первых конструкторов микроскопов. После Галилея конструировал увеличительные приборы и сделал ряд открытий голландский оптик А. Левенгук (1632— 1723).