Медицина периода капитализма

Крупные изменения в общественной жизни, рост населения, особенно крупных городов, запросы со стороны развивавшейся торговли и промышленности влекли за собой обогащение разнообразных отраслей знания и возникновение новых наук. Процесс этот происходил и в медицине.

На рубеже 17 и 18 вв. был опубликован труд итальянского ученого Б. Рамаццини (1633—1714) «О болезнях ремесленников»  (1700). Труд этот, отмеченный К. Марксом в «Капитале», отразил в медицине черты новой эпохи — усиление капиталистических отношений, развитие новых видов мануфактурной промышленности. Пользуясь старым термином «ремесленники», Рамаццини описывал и труд на мануфактурах. Им было описано более 60 профессий, их влияние на здоровье работающих. Одновременно с систематическим описанием многочисленных вредностей в известных ему видах труда Рамаццини искал и указывал пути предупреждения этих вредностей. Побудительным мотивом, как писал Рамаццини в предисловии к книге, явился для него моральный долг врача способствовать улучшению положения ремесленников и рабочих, «...от труда которых, столь тяжелого и грязного, но все же необходимого, зависит множество благ, которыми пользуется человечество». Труд Рамаццини положил начало развитию в дальнейшем новых отраслей медицины — промышленной патологии и гигиены труда.

Большое значение имело возникновение во второй половине 18 веке патологической анатомии. Падуанский ученый Д. Б. Морганьи (1682—1771) обобщил выполненные им многочисленные вскрытия умерших в труде «О местонахождении и причинах болезней, обнаруженных анатомированием» (1761). Труд Морганьи положил начало патологической анатомии как научной дисциплине. Новая наука подвела материальную основу под расплывчатое до того понятие болезни, нанесла этим удар по мистическим, спекулятивным взглядам в медицине. Морганьи и другие основоположники патологической анатомии придерживались локалистических представлений: они считали, что каждая болезнь вызывает определенные материальные изменения в отдельных органах, гнездится именно в них («органопатология»); вскрытие позволяет эти изменения установить точно.

В 19 веке этот локалистический принцип был развит односторонне и преувеличен Р. Вирховом и его последователями, что привело позднее к теоретическим и практическим ошибкам. Известно, что каждая болезнь не ограничивается локальной зоной ее непосредственного проявления; обычно влияние ее сказывается в том или ином виде на всем организме в целом («антропопатология»). Правильный научный подход требует в каждом случае учета частного и общего, их соотношения. Однако при возникновении и в первые десятилетия своего развития органопатология сыграла прогрессивную роль: она способствовала обнаружению изменений в организме при различных заболеваниях и тем самым дала возможность постановки обоснованного диагноза, до того гадательного, не связанного с ясными представлениями о нарушениях в организме.

В России еще до появления труда Морганьи с начала 18 века (см. выше) практиковались вскрытия умерших в госпиталях. Материалы вскрытий позволяли правильно трактовать связь болезней с конкретными анатомическими изменениями.

В середине 18 века была опубликована небольшая книжка венского врача Л. Ауэнбруггера (1722—1809) «Новое открытие — выстукивание грудной клетки человека как способ обнаружить скрытые в грудной полости болезни» (1761). Первоначально отвергнутое и высмеянное научными кругами открытие Ауэнбруггера было в дальнейшем признано и разработано другими учеными, в частности французом Ж.-Н. Корвизаром (1755—1821) в 1808 г. В России выстукивание грудной клетки в конце 18 века применял А. О. Саполович. За выстукиванием последовало введение в 1819 г. выслушивания [Р. Лаэннек (1781—1826), Франция].

В дальнейшем в связи с растущими успехами многочисленных отраслей естествознания темпы развития медицины ускоряются. Развитие общественной жизни нашло отражение в напряженной научно-философской борьбе между материалистическими и идеалистическими течениями. Борьба эта находила отражение и в медицине.

Идеалистические течения в ней были представлены Г. Э. Шталем (Германия) — создателем системы анимизма, А. Галлером (Швейцария, Германия), французскими врачами-виталистами. Они имели заслуги в отдельных областях науки, но значение этих заслуг в большой мере было снижено их ошибочными общими концепциями, подобно тому, как это произошло с Галеном.

Из работ французских виталистов наибольшее значение имели исследования Т. Борде (18 век) о функциях желез. Борде приблизился к пониманию внутренней секреции (половых желез). Вместе с тем виталисты развивали идеалистическое учение об «одухотворяющем жизненном принципе», определяющем жизнь организма. Виталисты отрицали единство живой и неживой природы, видя только их противоположные стороны.

К концу 18 века возникла и позднее получила распространение гомеопатия — идеалистическое учение С. Ганеманна (1755— 1843). Учение это представляло реакцию на бессилие терапии того времени; оно строилось на положении о применении в лечении минимальных доз лекарств, значительном их разведении, что будто бы должно способствовать выделению особых «скрытых сил» лекарств, и на лечении «подобного подобным». Ганеманн считал, что болезнь, представляя расстройство «жизненной силы», имеет нематериальный, духовный характер. Из-за непознаваемости, недоступности сущности болезни лечебная деятельность должна в основном сводиться к устранению болезненных симптомов.

Идеалистическим течениям в медицине противостояли течения материалистические. К ним прежде всего относятся зачатки научной гигиены, искавшей средства преодоления болезней на путях изучения и устранения вредных влияний окружающей материальной среды. Положительную роль в развитии гигиенического направления в медицине сыграли труд Рамаццини (см. выше) и последующее развитие патологии и гигиены труда. Не меньшую роль в укреплении материалистических представлений играло развитие патологической анатомии и ее приложение на практике. Патологоанатомические вскрытия давали понимание материального субстрата болезненных процессов, что прочно связывало анатомию с клиникой.

Теоретическое, философское обобщение материалистических представлений в медицине дали французские врачи-материалисты. Ж. О. Ламеттри (1709—1751) — ученик видного клинициста Бургава, автор книг «Человек-машина», «Трактат о душе» и др.— дал материалистическое толкование процессов жизнедеятельности человеческого организма и психической деятельности. Ему пришлось бежать из Франции от преследований духовенства. Другой замечательный врач-материалист и видный деятель французской революции 18 века. П. Ж. Кабанис (1757—1808) в произведении «Отношение между физической и нравственной природой человека» утверждал физиологическое происхождение психической жизни и ее формирование под влиянием окружающей среды. Кабанис был преобразователем больничного дела и подготовки врачей в духе запросов нового времени: он боролся против пережитков схоластики, утверждал клиническое преподавание и экспериментальное изучение естественных наук.