Письмо

Гигиена письма — раздел школьной гигиены, изучающий процессы письма и нормирование этой работы для детей и подростков, а также для взрослых. В процессе письма в работу вовлекаются кора головного мозга, органы зрения и мышцы шеи, спины, пальцев пястья и запястья, предплечья и плеча. Особенно утомительно быстрое П., когда отдельные сокращения сгибателей и разгибателей пальцев длятся около 0,2—0,3 сек. каждое. В это время голова, склоненная над бумагой, поддерживается в равновесии непрерывным напряжением мышц шеи и спины иногда в течение продолжительного времени. Правильная посадка во время П. имеет еще большее значение, чем при чтении, так как в процессе письма приходится делать постоянные движения. При неправильном положении туловища, при значительном наклоне головы вперед напрягаются поддерживающие ее шейные мускулы, в результате чего быстрее наступает их утомление. Вследствие этого голова еще больше наклоняется вперед или склоняется набок, при этом вовлекаются в работу соседние мышечные группы. При продолжительном П. дети и подростки в поисках опоры для головы опираются грудью о край стола; при этом происходит сдавливание грудной клетки, нарушение нормального кровообращения и дыхания. Взрослый человек с нормальным зрением должен держать тетрадь или бумагу на расстоянии 30—35 см; для детей и подростков расстояние увеличивается до 35—40 см. Минимально допустимое расстояние тетради от глаз 30 см.

Процесс П. связан с работой мышц, приводящих в движение глазное яблоко. Движения его по линии, идущей под косым углом к поперечной оси глаз, вызывают утомление глазных мышц, особенно когда тетрадь расположена на столе неправильно, а также при неправильной посадке пишущего.

Основная линия глаз должна быть параллельна краю стола и поперечной оси тела. При таком положении глаз процесс письма вызывает наименьшее утомление при условии обязательного соблюдения гигиенических требований, предъявляемых к процессу П.

Нормальный процесс П. требует участия лишь трех пальцев. Ручку следует держать между большим и указательным пальцами, без напряжения. Остальные пальцы должны быть слегка изогнуты один под другим. При этом пишущий обычно видит ладонную их поверхность. Ручка при этом должна находиться под углом в 60°.

Среди педагогов и гигиенистов долгое время вызывал спор вопрос о косом и прямом письме. Прямое письмо в гигиеническом отношении имеет некоторые преимущества, так как оно дает возможность более легко обеспечить правильную посадку учащегося за партой, чем при косом П. При прямом П. тетрадь располагается на столе прямо перед туловищем, прописи надо располагать прямо впереди тетради, длина строчек не должна быть слишком велика, при переходе от верхней к нижней строчке тетрадь подвигают вверх.

В школах СССР принято письмо с незначительным наклоном (10—15°), что дает возможность использовать преимущества и прямого, и косого П.

В младших классах письменные работы лучше устраивать чаще, но делать их менее продолжительными.