Расизм — это реакционная буржуазная идеология, исходящая из антинаучного утверждения о якобы существующей неравноценности рас, обусловленной их биологическими и физическими особенностями, имеющая целью оправдать классовое и национальное неравенство и обосновать историческую необходимость господства «высших», полноценных рас над «низшими», неполноценными.
Утверждения о неравенстве человеческих рас появились вместе с зарождением классового общества. Основателем «теории» о неравенстве человеческих рас считается французский реакционный социолог Жозеф де Гобино (1816—1882). В книге «Опыт о неравенстве человеческих рас» путем подтасовки фактов он лживо изобразил всемирную историю как историю борьбы «высших» и «низших» рас, а неравенство рас объявил явлением биологическим, указав, что именно в силу биологических особенностей «низшие» расы должны подчиняться «высшим». На первое место среди человеческих рас Гобино выдвинул арийскую (германскую) расу, объявив ее «высшей», призванной управлять миром, а славянские народы «низшей» расой.
Никаких научных обоснований для расистской теории не было и нет. Многолетние исследования русского естествоиспытателя Н. Н. Миклухо-Маклая позволили ему убедительно доказать родовое единство и взаимное родство рас человека; в частности, им установлено было существование как долихоцефалии, так и брахицефалии среди меланезийцев и таким образом доказано, что в пределах одной расы (см.) могут быть групповые различия в головном указателе. Эти и аналогичные научные исследования Н. Н. Миклухо-Маклая доказали антинаучность попыток расистов обосновать свои «теории» антропологическими показателями. Марксизм подчеркивает решающую роль социальных факторов в изменении природы человека. К. Маркс и Ф. Энгельс в работе «Немецкая идеология» писали: «Даже естественно возникающие родовые различия, как, например, расовые и т. д., могут быть и должны быть устранены историческим развитием».
При помощи расовой теории господствующие классы не только обосновывают свою империалистическую внешнюю политику, захват колоний, эксплуатацию колониальных народов, но и оправдывают эксплуатацию трудящихся своей страны. Классовую борьбу сторонники расовой теории пытались трактовать как борьбу рас.
Расизм и расовая дискриминация имеют широкое распространение в США; в Южно-Африканской Республике расизм является официальной государственной доктриной и существует «двойное» законодательство — одно для людей европейского происхождения, другое — для коренного африканского населения.
«Империалистическая реакция,— говорится в Программе КПСС, — широко использует шовинизм и расизм для разжигания националистических и расовых конфликтов, травли целых национальностей и рас (антисемитизм, расовая дискриминация негров, народов слаборазвитых стран), для затемнения классового сознания трудящихся, отвлечения пролетариата и его союзников от классовой борьбы».
Законы о принудительной стерилизации, основанные на расовой теории, стали орудием империалистической политики.
Провал фашизма в Германии продемонстрировал также провал его идейной основы — расовой теории. На борьбу с расизмом поднялось все прогрессивное человечество. Все чаще попытки пропаганды расовой теории наталкиваются на отпор, даваемый передовыми учеными и прогрессивными организациями.