Знахари и шарлатаны в медицине

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

В XVIII веке известный лекарь-проходимец Иосиф Гильмер объездил всю Европу в золоченой карете, на которой цинично было выведено крупными буквами: «Mundus vult duipi» — «Мир хочет обманываться».

Петр I охотно уступил найденные в Таллине мощи святой Бригитты папе римскому в обмен на скульптуру Венеры, изваянную во II веке нашей эры. Взгляды царя уже тогда были прогрессивными. Спустя более чем два с половиной столетия, в наши просвещенные времена, за эквивалентом мощей — «охранным поясом» или «АУ-8» — стоят в очередях и готовы пожертвовать многим, в том числе и здравым смыслом.

Примечательно, что в постановлении общего собрания Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР от 20 ноября 1980 года, посвященном дальнейшему развитию фундаментальных исследований в области медицины, внимание ученых обращается на необходимость «вести постоянную борьбу с антинаучными методами в медицинской практике, пресекать появление необоснованных сенсаций».

Лечение знахарскими средствами в наших условиях, естественно, не имеет и не может иметь социальных корней. Но оно встречается. При этом складывается впечатление, что знахарство приняло более модернизированный характер, оно осовременилось. Сейчас уже не лечат заговорами. Речь ведут о микроэлементах и витаминах, ферментах и аминокислотах. Другой стала и терминология целителя. Неудачный исход — это «эффект обратного движения», «дурной глаз» — «зрительное излучение», линия, проведенная по коже карандашом, — «поток графитной эманации» и т. д.

В одном случае «новым методом лечения» занимается представитель мясомолочной промышленности, в другом — недоучившийся химик, в третьем — ветеринар. Среди этих людей встречаются, с одной стороны, фанатики, верящие, что они избавляют страждущее человечество от болезней, с другой, — бесчестные люди, строящие на чужой беде свое благополучие.

Хотя жульничество, как пишет английский профессор Ч. Хэнзел (1970), — довольно распространенный вид человеческой деятельности, однако среди современных так называемых парамедиков больше одержимых верой в исключительность созданной ими системы, метода лечения неизлечимых болезней. В предисловии в книге «Медицинский оккультизм. Парамедицина» отмечено, что президиум Академии медицинских наук СССР почти ежедневно получает объемистые сочинения с очередными открытиями. В них можно найти изложение способа излечения путем передачи больным жизненной теплоты; обосновывается возникновение рака от статического электричества, содержащегося в пищевых продуктах и приводящего к нарушению электрического равновесия организма; предлагается аппарат для лечения почти всех болезней, заключающий в себе приспособление для автоматического разрезывания луковиц и маску для вдыхания их летучих фракций и т. д. и т. п. В упомянутой книге есть специальная глава о значительной роли лиц, страдающих стертыми формами психических болезней, в создании парамедицинских концепций, периодически будоражащих людей.

Психопаты, параноики и лица, у которых наблюдаются некоторые формы шизофрении, в этом, действительно, весьма активны. Однако зачастую, по моим наблюдениям, это не мешает им сочетать популяризацию своих идей и «борьбу за правду» с личной выгодой. Среди рекламной аргументации, которой они оперируют, почетное место занимают благодарственные письма исцеленных. Любопытно, что судебный медик профессор О. Прокоп, основываясь на опыте Федеративной Республики Германии, также отмечает использование этого довода. И он нередко действует. Как не вспомнить мысль, высказанную одним из врачей о том, что один душевнобольной скорее убедит тысячи здоровых, чем тысячи здоровых — одного душевнобольного.