Нередко чем непонятнее, тем больше защитников, чем невежественнее автор, тем больше в нем энергии.
Подключение средств массовой информации сводится обычно к двум хорошо известным заключениям: налицо очередной пример консерватизма «традиционной» медицины и неэластичности органов здравоохранения; необходимо срочно взяться за изучение открытия, прогрессивность которого всем и каждому очевидна.
Эбонитовые диски, экстрасенсы, филиппинские хилеры ...
Японские фирмы «Эманте» и «Фудзи» выступили с рекламой лечебного действия магнитных браслетов. В Японии покупали их только иностранцы. У нас их продавали в комиссионных магазинах довольно дорого и применяли при всевозможных заболеваниях.
— Не станут же о браслетах зря писать. . . Моя жена почувствовала себя действительно лучше и бодрее после того, как начала носить браслет, — сказал мне как-то знакомый.
— Не знаю, отчего ваша жена чувствует себя бодрее, но мне известно, — ответил я. — что тщательная проверка, проведенная по указанию Министерства здравоохранения СССР, показала неэффективность магнитных браслетов. Лечебным действием они не обладают и лишь отвлекают больных от апробированных методов современной терапии.
В борьбе со знахарством и ненаучными методами лечения есть трудности, проистекающие из непродуманных выступлений нас самих, медиков.
Многие газеты перепечатали статью доктора медицинских наук П. «Осторожно, парамедицина». Цели у автора были хорошие. Но в своем желании быстрее покончить с парамедициной он отнес к ней, например, и иглоукалывание. Появление публикации совпало по времени с другой статьей в «Литературной газете», известившей о приказе министра здравоохранения СССР, предлагающем широко внедрять иглоукалывание в практику. В газеты поступили недоуменные письма. Пришлось отвечать, что П. не прав. Но ведь в его статье рядом с иглоукалыванием находились телепатия, обычное знахарство, система йогов, гомеопатия. Как доказать после этого читателю, что в одних случаях автор прав, а в других — ошибается?
О гомеопатах. Двойственную позицию, официально занимаемую по отношению к ним, понять трудно. Считают, что в Советском Союзе их около 300. С одной стороны, выпущена монография Д. А. Когана (1964), весьма убедительно показывающая ненаучность гомеопатических методов лечения. Добавим к этому, что гомеопат выступает в роли медика-универсала, а это на фоне достижений точных наук и специализации само по себе должно было бы насторожить. С другой стороны, в Москве издана брошюра гомеопата С. А. Мухина (1961) о лечении болезней сердца, в которой, например, при сердечных болях сжимающего характера автор рекомендует рус, наперстянку, азотнокислое серебро, ипекакуану, чернила каракатицы, а при сердечной недостаточности, отеках нижних конечностей, расширении и воспалении вен — древесный уголь!?
При функциональных расстройствах нервной системы гомеопаты могут помочь: к ним нелегко попасть, за лечение надо платить, больному они уделяют, действительно, много времени. Но вообще-то речь идет не о лекарственном воздействии. Механизм тот же, что и при массаже четвертого позвонка.
Могут возразить: но ведь кому-то помогает, разве главное не в том, чтобы помочь больному? Да, это так. Но, повторяю, это может и увести в сторону от своевременно поставленного диагноза и лечения в тех случаях, когда помочь может только настоящая медицина. И еще: некоторым помогают и «охранные» пояса, и амулеты. Но отсюда один шаг до тезиса «пусть расцветают все цветы». Цветы ли это? …
Хотелось бы подчеркнуть, что, к сожалению, ни образование, ни общественное положение не делают человека иммунным к сенсациям и псевдонауке. Академик Л. Д. Ландау считал, что интеллигенты столь же, а может быть, и более суеверны, чем остальные люди. Известный русский актер Михаил Чехов говорил, что «жизнь — это вдруг...». Но мне не знакомо ни одно крупное открытие в медицине, за которым бы не стояли истинное знание и огромный труд.