Невроз — болезнь века?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Много ли делает сама общественность, мы все в деле профилактики неврозов? Думается, что мало.

Медицина занимается лечением таких больных (с разной степенью успеха), но меры предупреждения часто выпадают из поля зрения. А ведь главное — все же профилактика.

Проблема предупреждения неврозов — отнюдь не только медицинская. Здесь нужна работа всего общества, особенно воспитателей и педагогов.

Предупреждение расстройств нервной системы должно восходить к детству. Речь идет о медицински и педагогически правильном воспитании ребенка. Нужно ограждать детей от тяжелых, травмирующих их психику переживаний (ссоры родителей, устрашающие рассказы и т. д.), но не следует с ними «сюсюкать», рисуя жизнь в чрезмерно розовом освещении; необходимо также прививать детям уважение к людям, пресекать проявления грубости, черствости (профилактика травмирования других), развивать волевые качества, умение не только вести себя, но и владеть собой.

К слову сказать, вся система современного воспитания к последнему и сводится: будь сдержаннее, умей держать себя в руках — «этого требуют воспитанность и интеллигентность». В пример приводят японцев: чем с большей неприятностью они сталкиваются, тем ослепительнее их улыбка. Но ведь постоянное самоторможение, неразряжаемые эмоции приводят к нарушению физиологических регуляторных механизмов, к возникновению заболеваний! Не в этом ли причина того, что у тех же японцев в структуре смертности населения первое место занимают сосудистые заболевания центральной нервной системы?

Где выход? Конечно, не в том, чтобы вернуться к дубине или превращать ближнего в громоотвод. Надо научиться переключать свое внимание с неприятностей, менять стрессоры, «уйти в работу», в отвлекающую деятельность. Но деятельность!

Л. Н. Толстому принадлежит следующее высказывание: «Если у меня нездоров желудок, так мне во время прогулки всюду попадаются на дороге собачьи экскременты, так что даже гулять мешают, а если, наоборот, я здоров, то я вижу облака, лес, красивые места».

Когда у человека неприятности или горе, это намного хуже, чем когда болит желудок. Уйти от тягостных дум бывает очень нелегко. Труднее всего преодолеть самого себя. Покой, уход от дел в этих случаях — не лекарство, а, наоборот, фактор, способствующий так называемой психожвачке.

Говорят, самое тяжкое горе — горе воображаемое. Ничто не заставляет так переживать, как те неприятности, которые в дальнейшем... не случаются.

Каждый человек знает, что те явления, которые сегодня вызывают отрицательные эмоции, по прошествии времени часто теряют свою остроту, а порой вызывают вопрос к самому себе: стоили ли они того «пожара эмоций», тех волнений, которые они породили? Но какой-то след оставлен в нервной системе, здоровье или, как теперь говорят, на одной из стенок сердца. Вот почему так важно выработать умение адекватно реагировать на неприятности и трудности, дифференцируя настоящее плохое или трудное, неизбежное в жизни, от мнимого. В глубокой древности на Востоке люди просили: «Господи, дай мне силы, чтобы смириться с тем, чего я не могу изменить, дай мне мужество, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне мудрость, чтобы суметь отличить одно от другого».

Это наиболее умное и глубокое изложение принципов самовоспитания в плане профилактики неврозов, которое доводилось встречать. Речь идет о том, что педагоги называют «проектированием характера». Конечно, запоздавшее «проектирование» не всегда удается...