Невроз — болезнь века?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Да, мы являемся свидетелями акселерации. Дети и подростки стали физически и интеллектуально развитее. Но на этом фоне число молодых людей, страдающих, например, неврозом и близорукостью, не падает, а, по данным Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, возрастает. Повышенная заболеваемость отмечается и у детей, посещающих математические школы и школы с преподаванием части предметов на иностранных языках.

Реформа школьного образования лишь оттеняет значимость поднимаемой проблемы.

Нельзя считать, что в полной мере изучены медицинские аспекты сочетания работы с обучением на вечерних и заочных отделениях. Как лучше, с учетом здоровья, планировать подобные нагрузки? Перегруженным остается и студенчество. Между тем в период роста и развития переутомление нервной системы особенно неблагоприятно. Подростков относят к так называемым группам высокого риска по заболеваемости. Обо всем этом с тревогой говорилось во многих выступлениях на объединенной сессии общего собрания Академии медицинских наук и Академии педагогических наук СССР в Риге. Ведь речь идет о будущих поколениях!

Всемирная организация здравоохранения, рассматривая вопросы здоровья юношества, рекомендует учитывать некоторые переходные периоды, особенно подвластные влиянию стрессов: изменения образовательного статуса, включая завершение среднего образования; начало трудовой деятельности; начало военной службы;
вступление в брак; первая беременность и появление родительских обязанностей; разные перемещения, связанные с профессиональной деятельностью. С учетом того, что в этих ситуациях возрастает значение факторов риска по заболеваемости, профилактические меры в эти переходные периоды должны быть усилены.

Поднятые выше вопросы следовало бы отнести к медицинской педагогике — науке, которая пока еще не существует. А ведь даже воспитатели часто недостаточно знакомы с медицинскими нормами воспитан и я. Разрабатывать методы правильного воспитания и психогигиенического режима в семье и школе и должна была бы медицинская педагогика (А. А. Портнов, Д. Д. Федотов, 1957).

Проблему неврозов, конечно, нельзя относить только к области воспитания, нельзя отрицать роль социальных факторов. Известно, что в капиталистических странах огромную роль в происхождении неврозов играет неуверенность в завтрашнем дне, в возможности быть обеспеченным работой, периодическое нагнетание атмосферы военного психоза и т. п. Не удивительно поэтому, что в США ежегодно производится 13 миллиардов «таблеток счастья», поднимающих настроение, расслабляющих нервы и улучшающих сон. В среднем приходится около 70 таких таблеток на душу населения. Их принимает каждый четвертый житель США. В Англии психотерапевтические средства составляют 19 процентов всех выписываемых рецептов, т. е. их получает почти каждый пятый пациент. К. Хорни в книге «Неврологическая личность нашего времени» пишет, что вместо вопроса «является ли данный человек невротиком?» правильнее в настоящее время спрашивать, «каким видом невроза он страдает».

Характерно, что именно в США появился афоризм: не важно, что человек ест, важно, что его ест.

У нас этих проблем не существует, однако, несомненно, в ряде случаев на нервной системе могут сказываться и конфликты на работе, и жилищные условия, и упомянутый выше комплекс неполноценности, и семейные коллизии, и многое другое. Кстати, по наблюдениям многих невропатологов, среди страдающих нервными расстройствами до 30 процентов составляют неработающие женщины, чаще всего материально хорошо обеспеченные.