Псевдопросвещение и здравый смысл

Страницы: 1 2 3 4
      Лучше совсем не знать 
      чего-либо, чем знать плохо.
                 Публилий Сир

Когда встречаешь людей, которые лечатся от мнимых болезней, жаждут инъекции глюкозы или еще более модной кокарбоксилазы, невольно возникает вопрос: а не виноваты ли частично в этом мы сами — медицинские работники? Не проглядывают ли в суждениях отдельных больных о болезнях и лечении результаты неправильно проводимой санитарно-просветительной работы? Многие врачи утвердительно отвечают на этот вопрос.
Всегда ли врачебное слово целенаправленно, всегда ли оно служит предупреждению болезней? Посвящается ли оно в первую очередь гигиене, в которой И. П. Павлов видел медицину будущего? Увы, отнюдь нет.
В поликлинике больному подробно объясняют все, что касается лекарств, и мало говорят о режиме, диете и пр. Уже тут возникает убеждение, что все дело — в лекарстве, а режим, диета — приложение к нему. На самом же деле все наоборот.
Едва ли совершенна и система лекционной пропаганды медицинских знаний. Почему-то бытует мнение, что с лекцией на такую тему может выступить любой врач. Не учитывается, что наличия одних медицинских знаний явно недостаточно. Здесь нужно умение доступно говорить о сложных вещах, а главное — такт, знание психологических особенностей слушателей.
В беседах, статьях и брошюрах на медицинские темы зачастую в деталях рассказывается о новейших методах лечения и тончайших способах диагностики болезней. Следует ли это преподносить в таких дозах населению? На мой взгляд, это нужно делать в самом общем виде. Санитарное просвещение должно пропагандировать такие знания, которые способствовали бы предупреждению заболеваний и сохранению здоровья: как остерегаться инфекционных болезней, как регулировать вес, как правильно закаливать организм и т. д.
Необходимо шире осведомлять население о таких состояниях, которые требуют своевременного обращения за врачебной помощью, как, например, начальные проявления инфаркта сердечной мышцы, нарушения мозгового кровообращения, острые заболевания органов брюшной полости. В этих случаях медицинское просвещение должно помочь заболевшему человеку вовремя обратиться к врачу, предотвратить ошибочные действия больного или его окружающих, прививать навыки доврачебной помощи.
Что касается последующих этапов медицинской помощи, в частности лечения, то это уже прерогатива врача. И только врача.
На I Всесоюзной конференции по медицинской деонтологии выступил заместитель редактора «Популярной медицинской энциклопедии», который зачитал следующее письмо читателя: «Очень благодарим за новую полезную книгу. Мы теперь лечимся по ней сами, к врачам уже не ходим».
Не могут ли подобные взгляды породить движение за новые рубрики в общей печати: «Полезные советы по диагностике» и «Лечись сам»?
В настоящее время больные действительно хорошо осведомлены о новых методах лечения болезней и не хотят знать старых способов сохранения здоровья.
Мне знакомы люди, страдающие гипертонической болезнью, которые курят, переедают, играют ночами в преферанс, ищут новые «верные» средства от болезни и поражаются тому, что «космос-то покоряем, а кровяное давление снизить не можем». Налицо испытанный принцип семейной педагогики: «Петя приносит из школы одни пятерки, а ты опять разбил мячом стекло».