Старость и кризис медицины

Страницы: 1 2 3 4 5

Хотя по существующей международной классификации старики — это люди старше 75 лет, смысл, вкладываемый в приведенный тезис, много шире. Речь должна идти не столько и не только о стариках, сколько о лицах старших возрастов, строго формально — о тех, кому за 60. Но и эта цифра условна. Можно не ощущать давления возраста ни творчески, ни физически в 80 лет и быть дряхлым во всех отношениях в 40.

Каждой эпохе присуще свое понимание и отношение к старости. В древнем Риме при средней продолжительности жизни в 28—30 лет сорокалетние считались стариками, а в 60 лет их называли депонтинусами — пригодными только для жертвоприношений.

В Советском Союзе выход на пенсию значительно опережает наступление старости. Этот промежуточный период требует особого внимания медиков, социологов, психологов. Ведь как-никак, а пенсионерство означает утрату личностью ранее привычного социального статуса в обществе. Важное значение приобретает умение жить в согласии с самим собой, о чем уже говорилось. Восточная мудрость гласит: быть спокойным важнее, чем быть счастливым. Ничто так не гложет нервную систему, как противоречие между желаниями и возможностями. Напоминать об этом приходится потому, что с возрастом эти ножницы увеличиваются.

Не секрет, что многие отождествляют старение с постепенным угасанием сексуальных возможностей.

В связи с тем, что средняя продолжительность жизни возросла, соответствующие переживания наступают сейчас позже, чем несколько десятков лет назад. «Второе дыхание», обретаемое некоторыми пятидесятилетними мужчинами и сорокалетними женщинами (возрастной «сдвиг вправо» бывает при этом и более выраженным), может являться подсознательной попыткой самоутверждения, когда появляются ощущения уходящей молодости.

В задачу книги не входит рассмотрение корреляций между старением, половым чувством и творческими способностями. Связь между последними и сексуальной функцией не вызывает сомнений. Достаточно вспомнить страницы жизни И. Гете, В. Гюго, Р. Вагнера, Ч. Чаплина и др., а также анализ этого вопроса, сделанный И. И. Мечниковым.

Изложенное делает понятным, почему вся история медицины пестрит периодическими «открытиями» новых омолаживающих средств, интерес к которым носит непреходящий характер. Гормональные препараты, действительно, способны вызывать непродолжительный эффект, стимулировать бодрость и активность, но за этим неизбежно наступают последствия — более быстрый износ соответствующих функций и осложнения, чаще — со стороны сердечно-сосудистой системы.

По возможности регулярная половая жизнь без эксцессов (а не лекарственные или любовные допинги) — это лучший путь к длительному сохранению своих сексуальных возможностей.

Хотя сегодня пенсионерство и приходит намного раньше дряхлости, но наступает время, рано или поздно, когда и тело просится на пенсию. Особенно тяжело тем, кто не созрел для этого психологически.

Меня всегда несколько озадачивала та, подчас диаметрально противоположная, оценка старости, которую давали ей многие философы, писатели, ученые. Так, Ф. Ларошфуко писал о ней как о тиране, лишающем нас наслаждений юности, И. И. Мечников рассматривал ее как болезнь, а В. А. Сухомлинский указывал на надуманность словосочетаний «счастливая старость», ибо она не может быть счастьем. В то же время Сенека, А, И. Герцен, С. Моэм и другие находили в ней своеобразную красоту, радости, умиротворение. На каждую из оценок влияло, вероятно, многое: возраст, с высоты которого судили о старости, состояние здоровья, темперамент, творческий потенциал, окружение. И все же любой здравомыслящий человек старению радоваться не может.

Каковы бы ни были специфические прелести старости («вечера» или «осени» жизни), они всегда, как мне кажется, являются компромиссом с неизбежностью. А раз мы говорим о неотвратимости старения, то противопоставить, а точнее, смягчить его теневые стороны можно способностью наслаждаться природой, искусством, литературой (благо появляется время), увлеченностью, деятельностью.

На вопрос Л. Н. Толстому: «Как вы поживаете?» — ответом было: «Слава богу, беспокойно!»

В этих словах нет восторга перед старостью. В них путь к сосуществованию с нею ...